Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Русский язык в жизни России
План урока
I. Актуализация знаний.
1.1. Обращение к эпиграфу.
Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностию мест,
но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.
М. Ломоносов
1.2. Беседа по вопросам:
— В чём заключается смысл высказывания М.В. Ломоносова?
— Все ли слова вам понятны?
— Попробуйте перевести непонятные слова на современный русский язык. К чему вы можете обратиться при необходимости?
— Какой раздел науки о языке рассматривает слово с точки зрения его значения?
— Какие ещё разделы лингвистики вам знакомы?
II. Знакомство с учебником.
— Обратившись к содержанию учебника, определите, над какими разделами языкознания вам предстоит работать в 6 классе.
— Перелистайте страницы учебной книги. Что вам показалось знакомым, что новым?
III. Целеполагание.
3.1. Прочитайте название вступительной статьи учебника.
3.2. Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. На какой вопрос вам предстоит найти ответ? (Какова роль русского языка в жизни России?) Что для этого необходимо сделать? (Прочесть материал учебника, осмыслить его, найти подтверждение изложенному.)
IV. Организация работы с теоретическим материалом на с. 3—4.
4.1. Просмотровое чтение.
— За 10 секунд, обратив особое внимание на графические особенности текста, определите его основную мысль.
4.2. Ознакомительное чтение.
— Прочитайте теоретический материал I—IV про себя.
— Выпишите слова, значения которых вам необходимо уточнить. К какому словарю следует обратиться для уточнения значений этих слов?
— Выпишите тезисы из каждой части теоретического материала.
V. Работа над орфограммой “Непроверяемые гласные и согласные”.
— Составьте диктант из слов разбираемого текста (с. 3—4) с непроверяемыми гласными и согласными. Слова запишите в начальной форме.
*При необходимости следует напомнить шестиклассникам, что является начальной формой для имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Предполагаемый результат:
Национальность, средство, россиянин, многонациональный, государство, межнациональный, государственный, Россия, Российская Федерация, территория, официальный, документ, взаимопонимание...
VI. Выполнение заданий 1—3 упр. 1 на с. 4.
VII. Подготовка к выполнению домашнего задания.
7.1. Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения Танзили Зумакуловой (с. 4—5) по вариантам:
1 вариант —первая строфа.
2 вариант — вторая строфа.
3 вариант —третья строфа.
7.2. Раскройте смысл выделенного предложения.
VIII. Подведение итогов урока.
Устно, а затем письменно закончите предложение словами из текста “Русский язык — это ...”.
IX. Рефлексия.
X. Дифференцированное домашнее задание. Выучить словарные слова.
1 вариант — упр. 2 (списать одну из строф стихотворения).
2 вариант — найти и записать высказывания о русском языке представителей разных национальностей, живущих в России.
3 вариант — задание 1 или 2 после теоретического материала на с. 4.