Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Морфемный и словообразовательный разбор слова - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Наблюдение за языковым материалом.
пре-забав-н-ые воздуш-н-ые длин-н-о-ног-ие |
презабавные ← забавные воздушные ← воздух (ш//х) длинноногие ← длинные + ноги |
— Сравните записи в левом и правом столбиках.
— Какова цель каждого разбора слов?
II. Обращение к теоретическому материалу III § 24 на с. 158.
III. Закрепление.
3.1. Выполнение морфемного и словообразовательного разбора. Упр. 196, 197.
3.2. Работа со схемами строения слова. Упр. 199.
IV. Работа с текстом.
— Запишите и выразительно прочитайте текст стихотворения.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова “труд”!
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах;
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках.
(В. Брюсов)
— Какова тема и основная мысль стихотворения?
— Как вы понимаете выражение венок в веках?
— Выпишите метафоры, определите их грамматическое значение (блестят, горят, жгут — глаголы изъявительного наклонения, наст, времени, 3-го л., мн. ч.). По какой морфеме вы определили грамматическое значение?
— Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный и словообразовательный разбор.
V. Подведение итогов урока и рефлексия.
VI. Дифференцированное домашнее задание. Изучить планы морфемного и словообразовательного разбора.
1 вариант — упр. 198.
2 вариант — выписать из словообразовательного словаря 3 словообразовательные цепочки, выполнить морфемный разбор слов.
3 вариант — составить 3 словообразовательные цепочки, выполнить морфемный разбор слов, проверить себя по словарю.