Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Тематическое планирование учебного материала
От автора
Поурочные методические разработки составлены в соответствии с учебником М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 6 класс” (М.: Просвещение). Этот учебник переработан авторами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Пособие может использоваться учителями, работающими по другим УМК. Оно дополнено разработками тех тем, которыми от указанного учебника отличается учебник М.М. Разумовской и др. “Русский язык. 6 класс” (М.: Дрофа).
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и планируемых результатов, методических приёмов, с разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Домашние задания приводятся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. и по составной части УМК — рабочей тетради (автор-составитель Е.А. Ефремова).
Предложены различные типы заданий: словарные, объяснительные и контрольные, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, в том числе по типу ЕТЭ [1], лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работа со словарями и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по различным разделам языкознания выбраны с ориентиром на актуальность, а также на основании программы по литературе в 6 классе.
В пособие включены — с учётом возрастных особенностей детей — занимательные материалы по лингвистике, лингвистические игры. В приложении представлены интегрированные и игровые уроки, варианты индивидуальных заданий.
Особое внимание в данном пособии уделено разбору творческих заданий (сочинения, изложения, описания), приведены варианты их выполнения.
При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.
Тематическое планирование учебного материала
Номер урока |
Тема урока |
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2 ч) |
|
1 |
Русский язык — один из развитых языков мира |
2 |
Язык, речь, общение. Ситуация общения |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе (13 ч) |
|
3 |
Фонетика. Орфоэпия |
4 |
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов |
5 |
Проверочная работа по темам “фонетика”, “морфемика” |
6 |
Части речи. Морфологический разбор слова |
7 |
Орфограммы в окончаниях слов |
8 |
Проверочная работа по теме “части речи” |
9 |
Словосочетание |
10 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения |
11 |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений |
12 |
Прямая речь и диалог |
13 |
Проверочная работа по темам “словосочетание”, “предложение” |
14, 15 |
Контрольные уроки по теме “повторение изученного в 5 классе” |
ТЕКСТ (7 ч) |
|
16 |
Текст, его особенности |
17 |
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста |
18 |
Начальные и конечные предложения текста |
19 |
Ключевые слова |
20 |
Основные признаки текста |
21 |
Текст и стили речи |
22 |
Официально-деловой стиль речи |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (19 ч) |
|
23, 24 |
Слово и его лексическое значение |
25 |
Проверочная работа по теме “Слово и его лексическое значение” |
26 |
Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины A.M. Герасимова “После дождя” (“Мокрая терраса”) |
27 |
Общеупотребительные слова |
28 |
Профессионализмы |
29 |
Диалектизмы |
30,31 |
Сжатое изложение |
32,33 |
Исконно русские и заимствованные слова |
34 |
Новые слова (неологизмы) |
35 |
Устаревшие слова |
36 |
Словари |
37, 38 |
Семинар “Как это по-русски?” |
39,40 |
Обобщающие уроки по теме “Лексика” |
41 |
Контрольная работа по теме “Лексика” |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч) |
|
42, 43 |
Фразеологизмы |
44 |
Источники фразеологизмов |
45 |
Обобщающий урок по теме “Фразеология. Культура речи” |
46 |
Контрольная работа по теме “Фразеология. Культура речи” |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28 ч) |
|
47, 48 |
Морфемика и словообразование |
49 |
Описание помещения |
50,51 |
Основные способы образования слов в русском языке |
52 |
Практикум по словообразованию |
53, 54 |
Этимология слов |
55 |
Контрольный урок по теме “Морфемика и словообразование” |
56, 57 |
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план |
58 |
Буквы а и о в корне –кас - кос- |
59 |
Буквы а и о в корне –гар - гор- |
60 |
Буквы а и о в корне –зар - зор- |
61 |
Буквы ы и и после приставок |
62-64 |
Гласные в приставках пре- и при- |
65 |
Соединительные о и е в сложных словах |
66 |
Сложносокращённые слова |
67,68 |
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро” |
69 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) |
70-72 |
Обобщающие уроки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи” |
73, 74 |
Контрольные уроки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи” |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч) |
|
Имя существительное (25 ч) |
|
75-77 |
Повторение изученного в 5 классе |
78 |
Разносклоняемые имена существительные |
79 |
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя |
80 |
Русские имена |
81, 82 |
Несклоняемые имена существительные |
83 |
Род несклоняемых имён существительных |
84 |
Имена существительные общего рода |
85 |
Морфологический разбор имени существительного |
86 |
Сочинение — описание впечатлений |
87 |
Проверочная работа по теме “Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода” |
88,89 |
Не с существительными |
90,91 |
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) |
92 |
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик |
93,94 |
Гласные one после шипящих в суффиксах существительных |
95 |
Проверочная работа по теме “Правописание суффиксов имён существительных” |
96-98 |
Обобщающие уроки по теме “Имя существительное” |
99 |
Контрольная работа по теме “Имя существительное” |
Имя прилагательное (29 ч) |
|
100, 101 |
Повторение изученного в 5 классе |
102, 103 |
Описание природы |
104-106 |
Степени сравнения имён прилагательных |
107 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
108 |
Сочинение — описание местности |
109 |
Относительные прилагательные |
110 |
Выборочное изложение |
111 |
Притяжательные прилагательные |
112 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
113 |
Проверочная работа по теме “Разряды имён прилагательных по значению” |
114, 115 |
Не с прилагательными |
116 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
117 |
Проверочная работа по теме “Правописание прилагательных” |
118, 119 |
Одна и две буквы и в суффиксах прилагательных |
120 |
Описание игрушки |
121 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
122,123 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
124 |
Проверочная работа по темам “Правописание суффиксов прилагательных”, “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных” |
125, 126 |
Обобщающие уроки по теме “Имя прилагательное” |
127 |
Контрольная работа по теме “Имя прилагательное” |
128 |
Публичное выступление на тему “Народные промыслы” |
129 |
Имя числительное как часть речи |
130 |
Простые и составные числительные |
131 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
132 |
Порядковые числительные |
133 |
Разряды количественных числительных |
134, 135 |
Числительные, обозначающие целые числа |
136 |
Дробные числительные |
137 |
Собирательные числительные |
138 |
Употребление числительных в речи |
139 |
Проверочная работа по теме “Имя числительное” |
140 |
Морфологический разбор имени числительного |
141 |
Обобщающий урок по теме “Имя числительное” |
142 |
Контрольная работа по теме “Имя числительное” |
143 |
Публичное выступление на тему “Берегите природу” |
Местоимение (23 ч) |
|
144 |
Местоимение как часть речи |
145, 146 |
Личные местоимения |
147 |
Возвратное местоимение себя |
148 |
Сочинение по рисункам |
149, 150 |
Вопросительные и относительные местоимения |
151 |
Неопределённые местоимения |
152-154 |
Отрицательные местоимения |
155 |
Притяжательные местоимения |
156, 157 |
Рассуждение |
158 |
Указательные местоимения |
159 |
Текст и план текста |
160 |
Определительные местоимения |
161 |
Местоимения и другие части речи |
162 |
Морфологический разбор местоимения |
163 |
Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой “Первые зрители” |
164, 165 |
Обобщающие уроки по теме “Местоимение” |
166 |
Контрольная работа по теме “Местоимение” |
Глагол (30 ч) |
|
167-169 |
Повторение изученного в 5 классе |
170 |
Сочинение по рисункам и данному началу |
171 |
Повторение: способы образования глаголов |
172 |
Проверочная работа по теме “Глагол. Повторение изученного в 5 классе” |
173 |
Разноспрягаемые глаголы |
174-176 |
Глаголы переходные и непереходные |
177 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
178 |
Изложение |
179, 180 |
Условное наклонение |
181-183 |
Повелительное наклонение |
184 |
Сочинение по рисункам |
185,186 |
Употребление наклонений |
187 |
Проверочная работа по темам “Разноспрягаемые глаголы”, “Переходные и непереходные глаголы”, “Наклонение глагола” |
188, 189 |
Безличные глаголы |
190 |
Морфологический разбор глагола |
191 |
Рассказ на основе услышанного |
192 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
193 |
Проверочная работа по темам “Безличные глаголы”, “Возвратные глаголы”, “Правописание гласных в суффиксах глаголов” |
194, 195 |
Обобщающие уроки по теме “Глагол” |
196 |
Контрольная работа по теме “Глагол” |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8 ч) |
|
197 |
Разделы науки о языке. Орфография |
198 |
Пунктуация |
199 |
Лексика и фразеология |
200 |
Словообразование |
201 |
Морфология. Синтаксис |
202, 203 |
Итоговые контрольные уроки |
204 |
Подведение итогов года |