Русский язык - один из развитых языков мира - ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Русский язык - один из развитых языков мира - ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

Цели: формировать представление о русском языке как об од­ном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Поздравление с началом нового учебного года, знакомство.)

  1. Работа по теме урока
  2. Вступительное слово учителя

В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языко­знания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи.

На изучение русского языка в 6 классе отведено 6 ч в неделю. Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Важно потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, возьмём в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник.

  1. Знакомство с учебником

Кто авторы учебника?

О чём ещё мы узнаем на странице с выходными данными учебника?

Над созданием учебника работал коллектив авторов под науч­ной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник и новый, и старый. Почему?

Старый — потому, что создан на основе учебника, выдержав­шего более 30 изданий; учебника, которым пользовались многие поколения учеников (в том числе, наверное, и ваши родители); учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый — потому, что написан в соответствии с новыми государ­ственными стандартами, правилами, потому, что в нём много новых интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, учебник оформлен по-новому: в нём новые схемы, цветные ил­люстрации, удобное расположение материала.

В создании учебника участвовали художники, редакторы, кор­ректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бе­режного обращения с книгой, в том числе с учебником.

А теперь займёмся практической работой. Рассмотрите рам­ку с условными обозначениями (с. 3), форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказ­ку, которая всегда под рукой.

По содержанию определите, какие темы будем рассматри­вать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с ка­кими уже встречались.

Перелистайте страницы приложений, ознакомьтесь с памят­ками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпиче­ским, толковым. Бегло просмотрите цветные вклейки.

  1. Беседа о русском языке

Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор — не географическое по­нятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь на две равные части, подобно тому как экватор делит земной шар пополам — на Северное и Южное полушария.

Как видите, мы ещё не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место сре­ди развитых языков, распространённых на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык.

— Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты рус­ский язык распространён больше? (В Северном.)

Конечно, в Северном, ведь именно здесь находится наша огромная страна, в которой живёт больше ста разных народов, больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке — государственном языке России.

  1. Работа со словарями

Русский язык не только один из распространённых языков мира, он один из самых развитых. Чтобы понять, что это значит, обратимся за помощью к толковым словарям. Найдём значение слова развитой.

Словарь А.П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уров­ня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.

Словарь С.И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени разви­тия. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.

Как вы думаете, в каком значении употреблено слово раз­витой по отношению к языку? (Достигший высокого уровня, высокой стадии развития (по А.П. Евгеньевой); достигший высокой степени развития (по СИ. Ожегову).)

Материал для учителя

Ещё в XVIII в. М.В. Ломоносов оценил, какое богатое наследство досталось нам от наших далёких предков - русский язык: “Красота, вели­колепие, сила и богатство российского языкаявствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для со­чинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть”.

Ломоносов же в своей “Грамматике” приводит слова Карла Пято­го о роли европейских языков: “гишпанским с Богом, французским - с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским— с женским по­лом говорить прилично”. А дальше Ломоносов добавляет: “Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми онымиговорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков”.

Великий поэт Г.Р. Державин позже перефразировал эти слова так: “Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эсте­тиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни вплавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий”.

На русском языке написаны великие литературные произведения. Русские писатели и поэты А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Турге­нев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А.Блок, А.А. Ах­матова и многие другие известны во всём мире. В их произведениях про­являются красота, выразительность, меткость, точность, мелодичность, звучность русского языка.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.
  3. Чтение и запись словосочетаний в рамке (с. 4).

Составьте и запишите предложения с этими словосочета­ниями.

Мы выяснили, что значит “развитой язык”. А каково значе­ние похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладаю­щий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похо­жи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)

  1. Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме — высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).

III. Закрепление изученного материала

Как и для чего можно использовать учебник?

Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, име­ет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, спосо­бен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)

  1. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: упр. 2, 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]