Собирательные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Собирательные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать особенности употребления и склонения со­бирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и ис­правлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов.

Упр. 420 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

— Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.

(Проверка.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте стихотворение.

В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое...

(Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.)

— О чём это стихотворение?

— Какова его основная мысль?

— Почему двое увидели разное?

— Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру.

— Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обо­значает нескольких как одно целое.)

— Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.

— А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Собирательные числительные сочетаются не с каждым сло­вом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются:

  • с именами существительными, обозначающими лиц муж­ского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят;
  • с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток;
  • с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков);
  • с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое.

С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающе­го целое число: трое друзей — три друга.

Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.

  1. Работа по учебнику
  2. Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 56—58).
  3. Упр. 421 — устное выполнение.
  4. V Закрепление изученного материала
  5. Работа по учебнику
  6. Упр. 422 - комментированное письмо.
  7. Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения2. Занимательная лингвистика

— Вспомните пословицы, поговорки с собирательными чис­лительными, литературные произведения, фильмы, в на­званиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. “Семерых одним махом”. “Трое в лодке, не считая собаки”, “Семеро смелых”, “Волк и семеро козлят”, “Пятеро из одного стручка”.)

VII. Подведение итогов урока

— С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

— Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе?

Домашнее задание

Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]