Употребление числительных в речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Употребление числительных в речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 424, 425 — проверка по цепочке.

Упр. 426 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 410 — устное выполнение.

Комментарии

Тексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты:

  • точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста;
  • преобладание имён существительных;
  • стилистически нейтральная лексика;
  • стандартные речевые обороты, словосочетания;
  • отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски;
  • отсутствие выразительных средств языка, фигур речи.

— Составьте объявление по рассмотренному образцу (о со­брании, о посещении музея и т. д.).

  1. Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора чис­лительных как части речи).
  2. Беседа

— Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи.

Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных тео­рий, для решения научных задач, для обозначения последователь­ности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в на­учной речи требования к точности выше.

— Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.)

В разговорной речи часто делают ошибки в склонении числительных.

— Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учеб­ником литературы). (Примерный ответ. “Подвиги Геракла” (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат кон­кретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова “Три паль­мы”; в описаниях мальчиков из “Бежина луга” И.С. Турге­нева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется “Сороковые”; рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского” начинается с фразы: “Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году”; много числительных в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.)

(Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов художественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.)

  1. Занимательная лингвистика

— Как вы думаете, откуда взялось слово сорок!

Материал для учителя

Некогда это слово было существительным мужского рода и обо­значало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах встречаем: “Да пять сороков соболя”, “да ещё 27 сороков бобра”. Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан.

Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.).

Считали на сороки и другие предметы: “В Москве сорок сороков церквей”, “Затрезвонили во все сорок сороков”. Сорок церквей образо­вывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком.

Число “сорок”, видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. “На Самсонов день дождь — сорок дней дождь”. Когда-то сорок означало просто “много” — когда точный подсчёт был сложен или не нужен.

Сороконожка — много ножек, но не сорок.

(Л. Успенский. Слово о словах)

Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозна­чает несчётное, неисчислимое множество.

  1. Подведение итогов урока

— В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к сло­варному диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по теме “Имя числительное”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]