Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Употребление числительных в речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи.
Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 424, 425 — проверка по цепочке.
Упр. 426 — подготовленный диктант.
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 410 — устное выполнение.
Комментарии
Тексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты:
- точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста;
- преобладание имён существительных;
- стилистически нейтральная лексика;
- стандартные речевые обороты, словосочетания;
- отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски;
- отсутствие выразительных средств языка, фигур речи.
— Составьте объявление по рассмотренному образцу (о собрании, о посещении музея и т. д.).
- Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора числительных как части речи).
- Беседа
— Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи.
Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных теорий, для решения научных задач, для обозначения последовательности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в научной речи требования к точности выше.
— Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.)
В разговорной речи часто делают ошибки в склонении числительных.
— Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учебником литературы). (Примерный ответ. “Подвиги Геракла” (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат конкретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова “Три пальмы”; в описаниях мальчиков из “Бежина луга” И.С. Тургенева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется “Сороковые”; рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского” начинается с фразы: “Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году”; много числительных в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.)
(Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов художественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.)
- Занимательная лингвистика
— Как вы думаете, откуда взялось слово сорок!
Материал для учителя
Некогда это слово было существительным мужского рода и обозначало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах встречаем: “Да пять сороков соболя”, “да ещё 27 сороков бобра”. Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан.
Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.).
Считали на сороки и другие предметы: “В Москве сорок сороков церквей”, “Затрезвонили во все сорок сороков”. Сорок церквей образовывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком.
Число “сорок”, видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. “На Самсонов день дождь — сорок дней дождь”. Когда-то сорок означало просто “много” — когда точный подсчёт был сложен или не нужен.
Сороконожка — много ножек, но не сорок.
(Л. Успенский. Слово о словах)
Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозначает несчётное, неисчислимое множество.
- Подведение итогов урока
— В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к словарному диктанту).
Подготовиться к тестовой работе по теме “Имя числительное”.