Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Местоимение как часть речи - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о местоимении как части речи, об основных разрядах местоимений; показать синтаксическую роль местоимения; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических признаков местоимения; умения определять падеж и синтаксическую роль местоимений, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Актуализация знаний
— Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.
Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? (С. Маршак.)
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите все части речи в предложении, которое мы только что разобрали.
— Что вы можете сказать о словах мой и ты? (Они не называют признак и предмет, а только указывают на них.)
— На какие вопросы они отвечают? Какова их синтаксическая роль?
— К какой части речи относятся эти слова? (Это местоимения!)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить всё, что нам уже известно о местоимении, и узнать новые сведения об этой части речи.)
- IV. Работа по теме урока
- Слово учителя
Сам термин местоимения означает, что они употребляются в высказывании и тексте вместо имён, т. е. вместо имён существительных, имён прилагательных, имён числительных.
Эти четыре части речи (существительные, прилагательные, числительные, местоимения) объединяются общим термином — именные.
- Работа по учебнику
Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила (с. 64).
Упр. 433 — комментированное письмо.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 434 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Упр. 436 - обсуждение речевых ошибок и их причин, запись предложений в исправленном виде.
Комментарии
В первом предложении местоимение множественного числа их выбрано, видимо, потому, что к учительнице обращаются нa “вы”. Чтобы выбрать правильный вариант, надо сначала заменить местоимением данное существительное, тогда будет ясно, какое местоимение выбрать во второй части предложения. Я заходил к учительнице (к ней), но её не было дома.
Во втором и третьем предложениях ошибка произошла потому, что говорящий под словами отряд и враг подразумевал существительные, обозначающие множество. Применим тот же способ Проверки.
После сна первый отряд (он) пошёл в лес. Он долго не возвращался Враг (он) был силён, но он скоро сдался.
В четвёртом предложении ошибка в определении рода объяснена тем, что слово собака относится к животным обоего пола, W, видимо, идёт о собаке мужского пола. Исправим.
Собачонке (ей) было три недели, и у неё начали прорезаться глаза.
- Практическое задание
— Найдите в любом учебнике предложения с местоимениями, определите, какую часть речи они заменяют и каким членом предложения являются.
- VI. Подведение итогов урока
— Что такое местоимение?
— На какие вопросы отвечают местоимения?
— Как изменяются местоимения?
— Какова синтаксическая роль местоимений?
Домашнее задание
Учебник: § 76, упр. 435.