Местоимение как часть речи - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Местоимение как часть речи - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о местоимении как части речи, об основ­ных разрядах местоимений; показать синтаксическую роль место­имения; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических призна­ков местоимения; умения определять падеж и синтаксическую роль местоимений, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Актуализация знаний

— Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? (С. Маршак.)

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите все части речи в предложении, которое мы только что разобрали.

— Что вы можете сказать о словах мой и ты? (Они не называют признак и предмет, а только указывают на них.)

— На какие вопросы они отвечают? Какова их синтаксическая роль?

— К какой части речи относятся эти слова? (Это местоимения!)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уро­ке? (Повторить всё, что нам уже известно о местоимении, и узнать новые сведения об этой части речи.)

  1. IV. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Сам термин местоимения означает, что они употребляются в высказывании и тексте вместо имён, т. е. вместо имён сущест­вительных, имён прилагательных, имён числительных.

Эти четыре части речи (существительные, прилагательные, числительные, местоимения) объединяются общим термином — именные.

  1. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений”, чтение правила (с. 64).

Упр. 433 — комментированное письмо.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 434 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 436 - обсуждение речевых ошибок и их причин, запись предложений в исправленном виде.

Комментарии

В первом предложении местоимение множественного числа их выбрано, видимо, потому, что к учительнице обращаются нa “вы”. Чтобы выбрать правильный вариант, надо сначала заме­нить местоимением данное существительное, тогда будет ясно, какое местоимение выбрать во второй части предложения. Я заходил к учительнице (к ней), но её не было дома.

Во втором и третьем предложениях ошибка произошла пото­му, что говорящий под словами отряд и враг подразумевал суще­ствительные, обозначающие множество. Применим тот же способ Проверки.

После сна первый отряд (он) пошёл в лес. Он долго не возвращался Враг (он) был силён, но он скоро сдался.

В четвёртом предложении ошибка в определении рода объяс­нена тем, что слово собака относится к животным обоего пола, W, видимо, идёт о собаке мужского пола. Исправим.

Собачонке (ей) было три недели, и у неё начали прорезаться глаза.

  1. Практическое задание

— Найдите в любом учебнике предложения с местоимения­ми, определите, какую часть речи они заменяют и каким членом предложения являются.

  1. VI. Подведение итогов урока

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Как изменяются местоимения?

— Какова синтаксическая роль местоимений?

Домашнее задание

Учебник: § 76, упр. 435.






Для любых предложений по сайту: [email protected]