Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о личных местоимениях; показать особенности склонения личных местоимений, их значение; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения разных падежах, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. I Проверка домашнего задания

(Упр. 435 - обсуждение устных заданий, взаимопроверка Письменных заданий.)

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Счастливое время года”, “Весенние забавы”.

III. Самоопределение к деятельности

— Мы с вами часто пользуемся местоимениями, они нам известны ещё по начальной школе. Вот и во фразе, которую вы только что слышали, есть четыре местоимения. Попробуйте их назвать. (Мы, с вами, они, нам.)

— А теперь попытайтесь назвать начальные формы этих ме­стоимений. (Мы, вы, они, мы.)

— Как называются эти местоимения? (Личные.)

— Что вы помните о личных местоимениях из курса началь­ной школы? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о личных местоимениях, и узнать о них новые сведения.)

  1. Работа по теме урока
  2. Беседа

Как вы думаете, почему местоимения я, ты, он (она, оно), мы, вы, они называются личными? (Потому что они обо­значают какое-либо лицо: указывают на говорящего (я, мы — 1-е лицо), на слушающего (ты, вы — 2-е лицо), на того или на то, о ком или о чём говорится (он, она, оно, они — 3-е лицо).)

Могут ли личные местоимения обозначать неодушевлённые предметы? Приведите примеры. (Да. Причём не только не­одушевлённые предметы, но и отвлечённые существительные: доброта, смех, здоровье и т. д.)

Могут ли личные местоимения изменяться по родам? (Из­меняется по родам только местоимение 3-го лица: ононаоно.)

  1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для само­стоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала (с. 66-68).)

  1. Практическая работа

(Склонение всех личных местоимений устно и письменно на доске и в тетрадях. Следует особо отметить, как изменяются основы некоторых местоимений (я — меня, мы — нас, они — их и т. д.), чередования (ты — тебя — тобой и т. д.).)

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 439 — коллективное выполнение с комментированием.

(Особое внимание следует обратить на написание предлогов с местоимением я в дательном, творительном и предложном паде­жах: ко мне, передо мной, надо мной, обо мне. Часто ошибочно эти предлоги пишут с местоимением слитно.)

  1. Упр. 440 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Подведение итогов урока

— В чём необычность значения местоимений ты и вы?

— Какая особенность есть в склонении местоимения он?

Домашнее задание

Учебник: § 77, упр. 441.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 441 — взаимопроверка.)

— Просклоняйте личные местоимения я, ты, он (она), мы, вы, они. (У доски работают шесть учеников.)

III. Работа по теме урока

  1. Выборочный диктант

— Выпишите местоимения с предлогами (если они есть), обо­значьте падежи местоимений.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Он очень скоро будет тут,

Скажите, как его зовут?

Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи, облака,

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым.

Ю. Энтин

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака!

С. Козлов

(Можно отметить, что в первом примере есть не только лич­ные местоимения, но и указательное местоимение это, речь о ко­торых пойдёт позже.)

— Запишите последнее предложение, сделайте его синтакси­ческий разбор.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 443 — чтение текста, обсуждение, работа по предупреж­дению речевых ошибок.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Титульный лист”, “Как найти книгу в библиотеке”, “Паспорт книги”.

  1. Упр. 442 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Существительное общего рода - умница.

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 67—69, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— Каковы особенности склонения личных местоимений?

— Изменяются ли личные местоимения по родам?

Домашнее задание

Учебник: § 77, упр. 444 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 92.






Для любых предложений по сайту: [email protected]