Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о личных местоимениях; показать особенности склонения личных местоимений, их значение; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения разных падежах, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- I Проверка домашнего задания
(Упр. 435 - обсуждение устных заданий, взаимопроверка Письменных заданий.)
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Счастливое время года”, “Весенние забавы”.
III. Самоопределение к деятельности
— Мы с вами часто пользуемся местоимениями, они нам известны ещё по начальной школе. Вот и во фразе, которую вы только что слышали, есть четыре местоимения. Попробуйте их назвать. (Мы, с вами, они, нам.)
— А теперь попытайтесь назвать начальные формы этих местоимений. (Мы, вы, они, мы.)
— Как называются эти местоимения? (Личные.)
— Что вы помните о личных местоимениях из курса начальной школы? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о личных местоимениях, и узнать о них новые сведения.)
- Работа по теме урока
- Беседа
Как вы думаете, почему местоимения я, ты, он (она, оно), мы, вы, они называются личными? (Потому что они обозначают какое-либо лицо: указывают на говорящего (я, мы — 1-е лицо), на слушающего (ты, вы — 2-е лицо), на того или на то, о ком или о чём говорится (он, она, оно, они — 3-е лицо).)
Могут ли личные местоимения обозначать неодушевлённые предметы? Приведите примеры. (Да. Причём не только неодушевлённые предметы, но и отвлечённые существительные: доброта, смех, здоровье и т. д.)
Могут ли личные местоимения изменяться по родам? (Изменяется по родам только местоимение 3-го лица: он — она — оно.)
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала (с. 66-68).)
- Практическая работа
(Склонение всех личных местоимений устно и письменно на доске и в тетрадях. Следует особо отметить, как изменяются основы некоторых местоимений (я — меня, мы — нас, они — их и т. д.), чередования (ты — тебя — тобой и т. д.).)
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 439 — коллективное выполнение с комментированием.
(Особое внимание следует обратить на написание предлогов с местоимением я в дательном, творительном и предложном падежах: ко мне, передо мной, надо мной, обо мне. Часто ошибочно эти предлоги пишут с местоимением слитно.)
- Упр. 440 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Подведение итогов урока
— В чём необычность значения местоимений ты и вы?
— Какая особенность есть в склонении местоимения он?
Домашнее задание
Учебник: § 77, упр. 441.
Ход урока 2
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 441 — взаимопроверка.)
— Просклоняйте личные местоимения я, ты, он (она), мы, вы, они. (У доски работают шесть учеников.)
III. Работа по теме урока
- Выборочный диктант
— Выпишите местоимения с предлогами (если они есть), обозначьте падежи местоимений.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи, облака,
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.
Ю. Энтин
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
С. Козлов
(Можно отметить, что в первом примере есть не только личные местоимения, но и указательное местоимение это, речь о которых пойдёт позже.)
— Запишите последнее предложение, сделайте его синтаксический разбор.
- Работа по учебнику
- Упр. 443 — чтение текста, обсуждение, работа по предупреждению речевых ошибок.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Титульный лист”, “Как найти книгу в библиотеке”, “Паспорт книги”.
- Упр. 442 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Комментарии
Существительное общего рода - умница.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 67—69, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Каковы особенности склонения личных местоимений?
— Изменяются ли личные местоимения по родам?
Домашнее задание
Учебник: § 77, упр. 444 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 92.