Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о возвратном местоимении, его особенностях; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей возвратного местоимения, его синтаксической роли; умения обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 444 — подготовленный диктант.
Задание 92 из рабочей тетради — взаимопроверка.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
— Из какого произведения взяты эти строки? (Из басни И.А. Крылова “Зеркало и Обезьяна”.)
— Найдите в предложении местоимение. (Себя.)
— В каком падеже оно употреблено? Какова его синтаксическая роль? (Употреблено в винительном падеже, в предложении является дополнением.)
— Попробуйте изменить местоимение себя по падежам. Что вы заметили? (Нет именительного падежа.)
— А кто знает, к какому разряду относится это местоимение? (Ответы детей.)
— Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения себя.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с возвратным местоимения себя, с особенностями его склонения и ролью в предложении.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Вы знаете возвратные глаголы с суффиксом (постфиксом) -ся (-сь): умываться, купаться, учусь, занимаюсь и т. д. Они выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В древности это -ся (-сь) было отдельным словом, усечённым себя. Со временем оно “приросло” к глаголам и стало восприниматься как часть слова.
Это странное местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа.
У местоимения себя лишь одна синтаксическая роль — дополнение.
- Практическое задание
— Вспомните фразеологизмы, включающие разные формы возвратного местоимения себя, объясните их значение, составьте с двумя из них предложения. (Себе дороже, себе на уме, говорит сам за себя, быть вне себя, выйти из себя, взять себя в руки, взять на себя смелость, быть самим собой, замкнуться в себе, ног под собой не чуять, читать про себя, не по себе и т. д.)
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 445 — устное выполнение.
- Упр. 446 — комментированное письмо.
- Упр. 447 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
- Подведение итогов урока
— Каковы морфологические особенности возвратного место имения себя?
— Почему местоимение себя называется возвратным?
Домашнее задание
Учебник: § 78, упр. 448 (подготовиться к сочинению), 449.