Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о возвратном местоимении, его особенностях; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен­ностей возвратного местоимения, его синтаксической роли; уме­ния обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языко­вые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 444 — подготовленный диктант.

Задание 92 из рабочей тетради — взаимопроверка.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

— Из какого произведения взяты эти строки? (Из басни И.А. Крылова “Зеркало и Обезьяна”.)

— Найдите в предложении местоимение. (Себя.)

— В каком падеже оно употреблено? Какова его синтаксиче­ская роль? (Употреблено в винительном падеже, в предложе­нии является дополнением.)

— Попробуйте изменить местоимение себя по падежам. Что вы заметили? (Нет именительного падежа.)

— А кто знает, к какому разряду относится это местоимение? (Ответы детей.)

— Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения себя.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с возвратным местоимения себя, с особен­ностями его склонения и ролью в предложении.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Вы знаете возвратные глаголы с суффиксом (постфиксом) -ся (-сь): умываться, купаться, учусь, занимаюсь и т. д. Они выража­ют направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В древности это -ся (-сь) было от­дельным словом, усечённым себя. Со временем оно “приросло” к глаголам и стало восприниматься как часть слова.

Это странное местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа.

У местоимения себя лишь одна синтаксическая роль — допол­нение.

  1. Практическое задание

— Вспомните фразеологизмы, включающие разные формы возвратного местоимения себя, объясните их значение, составьте с двумя из них предложения. (Себе дороже, себе на уме, говорит сам за себя, быть вне себя, выйти из себя, взять себя в руки, взять на себя смелость, быть самим собой, замкнуться в себе, ног под собой не чуять, читать про себя, не по себе и т. д.)

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 445 — устное выполнение.
  2. Упр. 446 — комментированное письмо.
  3. Упр. 447 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
  4. Подведение итогов урока

— Каковы морфологические особенности возвратного место имения себя?

— Почему местоимение себя называется возвратным?

Домашнее задание

Учебник: § 78, упр. 448 (подготовиться к сочинению), 449.






Для любых предложений по сайту: [email protected]