Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Вопросительные и относительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о вопросительных и относительных местоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей вопросительных и относительных местоимений; умения различать вопросительные и относительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 79 (реализация домашнего задания).)
— Какой разряд местоимений вы начали изучать дома?
— Какие местоимения относятся к вопросительным?
— Для чего служат вопросительные местоимения? (Название этих местоимений подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: кто?, что?, какой?, каков?, который?, чей?, сколько?)
— Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные.)
— Какое из вопросительных местоимений не склоняется? (Каков?)
— Какие из вопросительных местоимений не изменяются по родам и числам? (Кто?, что?)
(Склонение местоимений кто? и что? (по заданию упр. 450).)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о вопросительных местоимениях, упражняться в их склонении и употреблении.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 72,73), вывод о склонении местоимения чей?)
- Практическое задание
— Придумайте примеры предложений с вопросительными местоимениями. (Кто стучится в дверь ко мне? Что такое, что случилось? Кого мы видим на картинке? Какая погода будет завтра? В котором часу ты вернёшься? Каков ответ этой задачи? О чьём рассказе идёт речь? Скольким участникам удалось выйти в финал?)
- Слово учителя
А сейчас мы будем изучать относительные местоимения. Вот они: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Не кажется ли вам это странным? Ведь именно эти слова мы отнесли к разряду вопросительных местоимений. Попробуем разобраться. Сравним предложения.
(Верхняя строка — шапка - заполняется последней.)
Вопросительные местоимения |
Относительные местоимения |
Кто сказал “мяу”? |
Теперь я знаю, кто сказал “мяу”. |
Чем бы тебя угостить? |
Я думаю, чем бы тебя угостить. |
Какой у тебя номер вагона? |
Посмотри, какой у тебя номер вагона. |
Каковы ваши планы? |
Хотелось бы знать, каковы ваши планы |
Который час? |
Скажите, пожалуйста, который час. |
Чья это проделка? |
Признавайтесь, чья это проделка. |
Сколько сегодня уроков? |
Я не помню, сколько сегодня уроков. |
Подумайте, чем различаются одинаковые слова в левой и правой частях таблицы. Сделайте вывод. (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а относительные — для связи простых предложений в составе сложных. Различие есть и в интонации.)
Чтобы определить синтаксическую роль относительных местоимений, надо на их место подставить подходящую по смыслу именную часть речи. Например:
Я думаю, чем (чаем) бы тебя угостить (дополнение).
Посмотри, какой (пятый) у тебя номер вагона (определение).
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 451 — комментированное письмо.
Упр. 452 — орфоэпическая работа (см. таблицу выше).
- Подведение итогов урока
— Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?
— Какие вопросительные местоимения склоняются как прилагательные? (Какой?, который?, чей?)
— Каковы особенности склонения вопросительных местоимений?
— Какие местоимения называются относительными?
Домашнее задание
Учебник: § 79, упр. 453.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Склонение вопросительного местоимения сколько? (устно).
- Упр. 453 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, морфемный и синтаксический разбор на доске.
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовёт меня в чудесные края.
Слышу голос — голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?
Ю. Энтин
— Подчеркните местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль.
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 454 — коллективное выполнение с комментированием, фонетический разбор на доске и в тетрадях.
- Упр. 455 — коллективное выполнение с комментированием, понятие о синтаксической синонимии.
Предложения, которые мы составили, по смыслу сходны с данными в упражнении. Если принять предложения за одно целое, можно назвать их синонимами. Так в математике мы можем обозначить какое-либо выражение одной буквой (5 — 1 = 6 — 2, или х = у). Это явление синтаксической синонимии.
- Упр. 456 — комментированное письмо, работа по предупреждению речевых ошибок.
- Словарно-орфоэпическая работа
Запишите в орфоэпический словарик слово инструмент, поставьте ударение.
Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?
— В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?
— Что общего у вопросительных и относительных местоимений?
— Как отличить вопросительные местоимения от относительных?
— Какими членами предложения могут быть вопросительные и относительные местоимения?
Домашнее задание
Учебник: § 79, упр. 457.