Вопросительные и относительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Вопросительные и относительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о вопросительных и относительных ме­стоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен­ностей вопросительных и относительных местоимений; умения различать вопросительные и относительные местоимения, об­наруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 79 (реализация домашнего задания).)

— Какой разряд местоимений вы начали изучать дома?

— Какие местоимения относятся к вопросительным?

— Для чего служат вопросительные местоимения? (Название этих местоимений подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые слу­жат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: кто?, что?, какой?, каков?, который?, чей?, сколько?)

— Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные.)

— Какое из вопросительных местоимений не склоняется? (Каков?)

— Какие из вопросительных местоимений не изменяются по родам и числам? (Кто?, что?)

(Склонение местоимений кто? и что? (по заданию упр. 450).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о вопросительных местоиме­ниях, упражняться в их склонении и употреблении.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение заданий рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений” (с. 72,73), вывод о склонении местоимения чей?)

  1. Практическое задание

— Придумайте примеры предложений с вопросительными местоимениями. (Кто стучится в дверь ко мне? Что такое, что случилось? Кого мы видим на картинке? Какая погода будет завтра? В котором часу ты вернёшься? Каков ответ этой задачи? О чьём рассказе идёт речь? Скольким участни­кам удалось выйти в финал?)

  1. Слово учителя

А сейчас мы будем изучать относительные местоимения. Вот они: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Не кажется ли вам это странным? Ведь именно эти слова мы отнесли к разряду вопросительных местоимений. Попробуем разобраться. Сравним предложения.

(Верхняя строка — шапка - заполняется последней.)

Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

Кто сказал “мяу”?

Теперь я знаю, кто сказал “мяу”.

Чем бы тебя угостить?

Я думаю, чем бы тебя угостить.

Какой у тебя номер вагона?

Посмотри, какой у тебя номер вагона.

Каковы ваши планы?

Хотелось бы знать, каковы ваши планы

Который час?

Скажите, пожалуйста, который час.

Чья это проделка?

Признавайтесь, чья это проделка.

Сколько сегодня уроков?

Я не помню, сколько сегодня уроков.

Подумайте, чем различаются одинаковые слова в левой и правой частях таблицы. Сделайте вывод. (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а относитель­ные — для связи простых предложений в составе сложных. Различие есть и в интонации.)

Чтобы определить синтаксическую роль относительных ме­стоимений, надо на их место подставить подходящую по смыслу именную часть речи. Например:

Я думаю, чем (чаем) бы тебя угостить (дополнение).

Посмотри, какой (пятый) у тебя номер вагона (определение).

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 451 — комментированное письмо.

Упр. 452 — орфоэпическая работа (см. таблицу выше).

  1. Подведение итогов урока

— Какие части речи заменяют вопросительные местоиме­ния?

— Какие вопросительные местоимения склоняются как при­лагательные? (Какой?, который?, чей?)

— Каковы особенности склонения вопросительных место­имений?

— Какие местоимения называются относительными?

Домашнее задание

Учебник: § 79, упр. 453.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Склонение вопросительного местоимения сколько? (устно).
  4. Упр. 453 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, морфемный и синтаксический разбор на доске.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовёт меня в чудесные края.

Слышу голос — голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Ю. Энтин

— Подчеркните местоимения, определите их разряд и синтак­сическую роль.

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 454 — коллективное выполнение с комментированием, фонетический разбор на доске и в тетрадях.
  4. Упр. 455 — коллективное выполнение с комментированием, понятие о синтаксической синонимии.

Предложения, которые мы составили, по смыслу сходны с данными в упражнении. Если принять предложения за одно це­лое, можно назвать их синонимами. Так в математике мы можем обозначить какое-либо выражение одной буквой (5 — 1 = 6 — 2, или х = у). Это явление синтаксической синонимии.

  1. Упр. 456 — комментированное письмо, работа по предупреждению речевых ошибок.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово инструмент, поставьте ударение.

Составьте предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

— Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?

— В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?

— Что общего у вопросительных и относительных место­имений?

— Как отличить вопросительные местоимения от относи­тельных?

— Какими членами предложения могут быть вопросительные и относительные местоимения?

Домашнее задание

Учебник: § 79, упр. 457.






Для любых предложений по сайту: [email protected]