Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Неопределённые местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о неопределённых местоимениях, особенностях их склонения; познакомить с условиями слитного, раздельного и дефисного написания неопределённых местоимений; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей неопределённых местоимений, условий их слитного, раздельного и дефисного написания; умения обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 457 — чтение исправленного текста, обсуждение заданий, морфемный, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
Бродит маленький фонарщик
От звезды к звезде.
И когда его не станет,
Что же, люди, будет с нами?
В небе добрыми руками
Кто затеплит это пламя?
В. Ланцберг
— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите разряд местоимений.
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте записи.
Она идёт по школьному коридору. В классе слышны её шаги.
Кто-то идёт по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги.
— Чем похожи эти записи, чем они отличаются? (В обоих вариантах используются местоимения, но в перовом случае местоимения указывают на какое-то конкретное лицо, а во втором — на неопределённое.)
— К какому разряду относятся местоимения в первой записи? (Это личные местоимения.)
— Как могут называться местоимения, которые используются во втором случае? (Неопределённые.)
— Посмотрите на эти местоимения ещё раз. Что вы заметили? (Оба местоимения написаны через дефис.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядом неопределённых местоимений, узнать об особенностях их образования и правописания.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 76).
Чтение теоретического материала и правила (с. 76, 77), беседа по прочитанному.
— Почему неопределённые местоимения так называются?
— Как образуются неопределённые местоимения?
— Как изменяются неопределённые местоимения?
— В чём особенность произношения и правописания неопределённых местоимений с приставкой не-?
Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила (с. 78).
Упр. 458 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 459 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
Упр. 460 — самостоятельное выполнение, морфологический и синтаксический разбор на доске.
VII. Подведение итогов урока
— Что обозначают неопределённые местоимения?
— Какую роль играет не в неопределённых местоимениях?
— В каких случаях неопределённые местоимения пишутся через дефис, а в каких - раздельно?
Домашнее задание
Учебник: § 80, упр. 461.