Определительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Определительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об определительных местоимениях, их склонении; развивать навыки работы с текстом; учить предупреж­дать орфоэпические ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особенностей определительных местоимений; умения склонять определительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 488 — подготовленный диктант.)

III. Самоопределение к деятельности

— Определите разряд местоимений.

Им, моя, некто, иной, собой, о нас, этот, весь, их (собака), какой-ибо, любой.

— Разряд каких местоимений вы пока не смогли определить? (Иной, весь, любой.)

— Подумайте, чем похожи эти местоимения. (Они не заменяют какое-то единичное понятие, а определяют несколько поня­тий сразу.)

— Как могут называться такие местоимения? (Определительные.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями определительных место­имений, научиться отличать их от местоимений других раз­рядов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 91), обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение местоимений вслух (с. 93).)

  1. Практическое задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

1) Всё будет хорошо! 2) Каждый охотник желает знать, где сидит ан. 3) Всякий человек сам себя воспитать должен. 4) Сам с ноготок, борода с локоток. (Веник.) 5) Москва — самый большой город в Европе. 6) Любая проблема — это замаскированная удача. 7) С иным дураком смех, с другим грех.

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите раз­ряды местоимений, подчеркните определительные место­имения как члены предложения.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 489 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
  4. Упр. 490 — коллективное выполнение с комментированием.
  5. Упр. 491 — выразительное чтение басни. (Желательно прочитать басню И.А. Крылова “Скворец” полностью, обсудить мораль басни, а задания к упражнению выпол­нить дома.)
  6. Упр. 492 — склонение двух пар словосочетаний по вариантам (см. таблицу выше).
  7. Занимательная лингвистика

В сказке Евгения Шварца “Золушка” одно из непосильных заданий, данных мачехой героине, было: “Познай самоё себя”. Как вы понимаете это задание? Что означает слово самоё!

Самоё — винительный падеж местоимения сама. Сейчас слово самоё вытесняется формой саму.

  1. Подведение итогов урока

— Расскажите о морфологических особенностях определи­тельных местоимений.

— Почему определительные местоимения так называются?

Домашнее задание

Учебник: § 85, упр. 491.






Для любых предложений по сайту: [email protected]