Прямая речь и диалог - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Прямая речь и диалог - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Цели: закреплять умения распознавать предложения с пря­мой речью, различать знаки разделения и выделения при прямой речи; развивать пунктуационные навыки; познакомить с разными пилами диалога.

Планируемые результаты: умения распознавать на слух пред-тления с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью, составлять диалоги, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 51 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов, фонетический и морфологический разбор, построение схемы предложения на доске.

Упр. 54 — чтение предложений, составленных учащимися, устный синтаксический и пунктуационный разбор.

III. Самоопределение к деятельности

Как на письме передаётся речь?

Как правильно оформить прямую речь и диалог?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 31).)

  1. Объяснительный диктант

“Кому нужны книжки без картинок или хоть стишков, не пони­маю!” — думала Алиса. Вдруг совсем рядом появился белый кролик с ро­вными глазками! Алиса не так уж удивилась, даже когда услыхала, что Кролик сказал: “Ай-ай-ай! Я опаздываю!” (Л. Кэрролл)

Грамматическое задание: выпишите словосочетания из второ­го предложения. (Белый кролик, кролик с розовыми глазками, вдруг появился, рядом появился, совсем рядом.)

  1. Работа с текстом

(По книге Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес” в переводе Б. Заходера.)

Первый фрагмент

(Учитель сначала читает фрагмент, задаёт вопросы, затем от­крывает запись диалога на доске.)

Долгое время всё было тихо. И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса. Загомонила целая толпа народу:

А где другая лестница?

Мне велели одну привезть! Другая у Билля!

Эй, Билль! Волоки её сюда!

Становь с этого угла!

Постой, давай сперва свяжем, а то нипочём не достанешь!

Достанешь, не бойся! Куда они денутся!

Эй, Билль! Держи верёвку!

А крыша-то выдержит?

Осторожней, вы! Там одна черепица еле живая!

Ой, падает, падает!

— Головы береги!

— Из какого произведения взят этот диалог?

— Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

— Важно ли, кто именно произносит реплики?

— Охарактеризуйте предложения, составляющие реплики. Какие они по интонации, по цели высказывания?

— Найдите предложения с обращениями.

— Что вы можете сказать об участниках диалога? Как харак­теризует их речь?

— Исправьте речевые ошибки. Комментарии

Не имеет значения, кто именно произносит реплики, важно, что это голоса из толпы.

Большая часть реплик имеет восклицательную интонацию. По цели высказывания — предложения всех видов: повествова­тельные (Мне велели одну привезть!; Другая у Билля!), вопроситель­ные (А где другая лестница?), побудительные (Головы береги!).

Кроме двух одинаковых обращений (Эй, Билль!), есть ещё одно, используемое только в разговорной, причём в сниженной, бранной речи (Осторожней, вы!). В литературной речи местоиме­ния не выступают в роли обращений.

В диалоге много просторечий, искажений, которые автор использует для характеристики своих недалёких, простоватых персонажей. Ошибки и исправления: привезть — привезти, ста­новь — ставь. Просторечия: волоки, сперва, нипочём, куда денутся.

Обратим внимание на фрагмент, предшествующий диалогу. В сложном предложении “И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса” запятая между частями не ставит­ся потому, что они имеют общую частицу и вот.

Второй фрагмент

— Что вам известно, свидетельница, по данному вопросу? — обра­тился Король к Алисе.

Ничего, — сказала Алиса.

И ничего больше? — спросил Король.

И больше ничего, — ответила Алиса.

— Чем этот диалог отличается от первого диалога? (Реплики сопровождаются словами автора.)

— Какие глаголы говорения использует автор?

— Найдите предложение с обращением, дайте характеристику этого предложения.

(Чтение диалогов по ролям в группах (первый фрагмент) и па­рах (второй фрагмент). На подготовку отводится 1—2 мин, затем выступления.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 55 — устное выполнение.
  4. Упр. 56 — выразительное чтение текста, обсуждение, выборочное письмо, составление схем предложений.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Птицы встречают солнце”, “Ут­реннее пение птиц”.

Вместо слова оповестить в данном контексте нельзя исполь­зовать синонимы уведомить, осведомить, информировать, проинформировать, так как эти слова относятся к официально-деловому стилю, неуместному в художественном тексте.

  1. Упр. 58 — самостоятельное выполнение, обсуждение высказывания А.Н. Толстого.
  2. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слово пичужка. Подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

— Что общего между прямой речью и диалогом и чем они раз­личаются?

— Какие знаки препинания ставятся при прямой речи? при диалоге?

Домашнее задание

Учебник: § 12, упр. 57, 59 (работа в парах).

Подготовиться к тестовой работе по темам “Словосочета­ние”, “Предложение”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]