Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Прямая речь и диалог - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цели: закреплять умения распознавать предложения с прямой речью, различать знаки разделения и выделения при прямой речи; развивать пунктуационные навыки; познакомить с разными пилами диалога.
Планируемые результаты: умения распознавать на слух пред-тления с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью, составлять диалоги, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 51 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов, фонетический и морфологический разбор, построение схемы предложения на доске.
Упр. 54 — чтение предложений, составленных учащимися, устный синтаксический и пунктуационный разбор.
III. Самоопределение к деятельности
— Как на письме передаётся речь?
— Как правильно оформить прямую речь и диалог?
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 31).)
- Объяснительный диктант
“Кому нужны книжки без картинок или хоть стишков, не понимаю!” — думала Алиса. Вдруг совсем рядом появился белый кролик с ровными глазками! Алиса не так уж удивилась, даже когда услыхала, что Кролик сказал: “Ай-ай-ай! Я опаздываю!” (Л. Кэрролл)
Грамматическое задание: выпишите словосочетания из второго предложения. (Белый кролик, кролик с розовыми глазками, вдруг появился, рядом появился, совсем рядом.)
- Работа с текстом
(По книге Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес” в переводе Б. Заходера.)
Первый фрагмент
(Учитель сначала читает фрагмент, задаёт вопросы, затем открывает запись диалога на доске.)
Долгое время всё было тихо. И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса. Загомонила целая толпа народу:
А где другая лестница?
Мне велели одну привезть! Другая у Билля!
Эй, Билль! Волоки её сюда!
Становь с этого угла!
Постой, давай сперва свяжем, а то нипочём не достанешь!
Достанешь, не бойся! Куда они денутся!
Эй, Билль! Держи верёвку!
А крыша-то выдержит?
Осторожней, вы! Там одна черепица еле живая!
Ой, падает, падает!
— Головы береги!
— Из какого произведения взят этот диалог?
— Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
— Важно ли, кто именно произносит реплики?
— Охарактеризуйте предложения, составляющие реплики. Какие они по интонации, по цели высказывания?
— Найдите предложения с обращениями.
— Что вы можете сказать об участниках диалога? Как характеризует их речь?
— Исправьте речевые ошибки. Комментарии
Не имеет значения, кто именно произносит реплики, важно, что это голоса из толпы.
Большая часть реплик имеет восклицательную интонацию. По цели высказывания — предложения всех видов: повествовательные (Мне велели одну привезть!; Другая у Билля!), вопросительные (А где другая лестница?), побудительные (Головы береги!).
Кроме двух одинаковых обращений (Эй, Билль!), есть ещё одно, используемое только в разговорной, причём в сниженной, бранной речи (Осторожней, вы!). В литературной речи местоимения не выступают в роли обращений.
В диалоге много просторечий, искажений, которые автор использует для характеристики своих недалёких, простоватых персонажей. Ошибки и исправления: привезть — привезти, становь — ставь. Просторечия: волоки, сперва, нипочём, куда денутся.
Обратим внимание на фрагмент, предшествующий диалогу. В сложном предложении “И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса” запятая между частями не ставится потому, что они имеют общую частицу и вот.
Второй фрагмент
— Что вам известно, свидетельница, по данному вопросу? — обратился Король к Алисе.
Ничего, — сказала Алиса.
И ничего больше? — спросил Король.
И больше ничего, — ответила Алиса.
— Чем этот диалог отличается от первого диалога? (Реплики сопровождаются словами автора.)
— Какие глаголы говорения использует автор?
— Найдите предложение с обращением, дайте характеристику этого предложения.
(Чтение диалогов по ролям в группах (первый фрагмент) и парах (второй фрагмент). На подготовку отводится 1—2 мин, затем выступления.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 55 — устное выполнение.
- Упр. 56 — выразительное чтение текста, обсуждение, выборочное письмо, составление схем предложений.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Птицы встречают солнце”, “Утреннее пение птиц”.
Вместо слова оповестить в данном контексте нельзя использовать синонимы уведомить, осведомить, информировать, проинформировать, так как эти слова относятся к официально-деловому стилю, неуместному в художественном тексте.
- Упр. 58 — самостоятельное выполнение, обсуждение высказывания А.Н. Толстого.
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слово пичужка. Подчеркните орфограмму.
— Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?
— Какие знаки препинания ставятся при прямой речи? при диалоге?
Домашнее задание
Учебник: § 12, упр. 57, 59 (работа в парах).
Подготовиться к тестовой работе по темам “Словосочетание”, “Предложение”.