Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цели: закреплять умения различать простые и сложные предложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строить предложения по заданным схемам.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Наступила золотая осень”, “Прозрачные дни сентября”.
Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуемое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — краткие прилагательные чист и прозрачен).
- Упр. 48 — фронтальная проверка.
Комментарии
Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша!; Как смеешь ты, наглей, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?; Друзья! К чему весь этот шум?
Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.
Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сырный.
Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.
III. Актуализация знаний
— Выберите пару слов, составляющих словосочетание.
Около забора, планеты и спутники, работал на компьютере, река глубока.
— Почему остальные записи не являются словосочетаниями? (Около забора — существительное с предлогом, планеты и спутники — однородные члены с сочинительной связью, река глубока — грамматическая основа.)
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Дождь вскоре закончился. На небе заиграла радуга. Дождь вскоре закончился, на небе заиграла радуга.
— Чем отличаются эти записи? (Первая запись представляет собой два простых предложения, а вторая — сложное предложение.)
— Какие предложения называются сложными?
— Что вам известно о сложных предложениях?
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 28).)
Дополнительные вопросы и комментарии
— Какова роль интонации в простом и сложном предложениях?
— Какие сложные предложения называются союзными?
— Какие сложные предложения называются бессоюзными?
— Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?
В сложных предложениях встречаются различные союзы: и, а но, да (в значении и), да (в значении но), что, когда, пока, чтобы и др. Главным опознавательным знаком сложного предложения является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и, а но, да (в значении и), да (в значении но) встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.
- Практическое задание
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Предложения записаны на доске.)
Мифы — созданные фантазией народа произведения, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы передавались из уст в уста как правдивые истории, а сказки воспринимались как занимательный вымысел.
- Работа по учебнику
- Упр. 49 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 50 — коллективное выполнение с комментированием
- Синтаксический и пунктуационный разбор предложения
(Самостоятельное изучение теоретического материала (§ 11).
— Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Зевс — верховный бог, а Посейдон — владыка морей.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 52, 53 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
VII. Подведение итогов урока
— Как доказать, что простые предложения в составе сложны связаны между собой?
— Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со ставе сложного соединяются союзом м?
Домашнее задание
Учебник: § 10, 11, упр. 51, 54