Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Цели: закреплять умения различать простые и сложные пред­ложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строить предложения по заданным схемам.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Наступила золотая осень”, “Прозрачные дни сентября”.

Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуе­мое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — крат­кие прилагательные чист и прозрачен).

  1. Упр. 48 — фронтальная проверка.

Комментарии

Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша!; Как смеешь ты, наглей, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?; Друзья! К чему весь этот шум?

Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.

Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сыр­ный.

Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.

III. Актуализация знаний

— Выберите пару слов, составляющих словосочетание.

Около забора, планеты и спутники, работал на компьютере, река глубока.

— Почему остальные записи не являются словосочетания­ми? (Около забора — существительное с предлогом, планеты и спутники — однородные члены с сочинительной связью, река глубока — грамматическая основа.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Дождь вскоре закончился. На небе заиграла радуга. Дождь вскоре закончился, на небе заиграла радуга.

— Чем отличаются эти записи? (Первая запись представляет собой два простых предложения, а вторая — сложное предло­жение.)

— Какие предложения называются сложными?

— Что вам известно о сложных предложениях?

— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, пра­вильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 28).)

Дополнительные вопросы и комментарии

— Какова роль интонации в простом и сложном предложениях?

— Какие сложные предложения называются союзными?

— Какие сложные предложения называются бессоюзными?

— Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?

В сложных предложениях встречаются различные союзы: и, а но, да (в значении и), да (в значении но), что, когда, пока, чтобы и др. Главным опознавательным знаком сложного предложения является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и, а но, да (в значении и), да (в значении но) встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.

  1. Практическое задание

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Предложения записаны на доске.)

Мифы — созданные фантазией народа произведения, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы передавались из уст в уста как правдивые истории, а сказки воспринимались как занимательный вымысел.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 49 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  3. Упр. 50 — коллективное выполнение с комментированием
  4. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

(Самостоятельное изучение теоретического материала (§ 11).

— Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Зевс — верховный бог, а Посейдон — владыка морей.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 52, 53 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

VII. Подведение итогов урока

— Как доказать, что простые предложения в составе сложны связаны между собой?

— Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со ставе сложного соединяются союзом м?

Домашнее задание

Учебник: § 10, 11, упр. 51, 54






Для любых предложений по сайту: [email protected]