Разноспрягаемые глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Разноспрягаемые глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о разноспрягаемых глаголах; показать их грамматические особенности; формировать навыки вежливой речи.

Планируемые результаты: знание особенностей разноспрягае­мых глаголов; умения употреблять слова речевого этикета, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III Проверка домашнего задания

(Запись на доске однокоренных слов-глаголов к глаголам бегать, хотеть.)

  1. Самоопределение к деятельности

Мы знаем, что в русском языке два спряжения, т. е. глаголы изменяются по одному из двух типов.

— К какому спряжению относятся глаголы гореть, читать, танцевать, учить! Как вы определили?

— Проспрягайте глаголы бежать, хотеть.

— Что вы заметили? (Эти глаголы спрягаются частично по I спряжению, а частично — по II.)

— Как вы думаете, как называются такие глаголы? (Ответы детей.)

— Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами, узнать об их особенностях, научиться правильно употреблять их в речи.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Итак, разноспрягаемыми называются глаголы, которые изме­няются частично по I спряжению, а частично — по II спряжению.

Почему же именно эти глаголы так странно себя ведут? Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола хотети, каж­дый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хотишь, хотит.

Что касается глагола бежать, то и тут надо заглянуть в исто­рию языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бегти, которые в современном языке слились в один. Неправиль­ные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола тоже порой можно встретить в речи малообразованных людей: бечь, бегит, бегим.

  1. Работа по учебнику
  2. Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 106, 107).

Наблюдения над материалом таблицы на с. 107 показывают, как необычно спрягаются глаголы есть и дать. Корень глагола есть в некоторых случаях, по существу, сливается с окончанием, в единственном числе у глаголов есть и дать особые окончания, непохожие на окончания других, обычных глаголов.

Особые формы спряжения имеют и производные этих глаголов: съесть, поесть, отдать, продать и т. д.

И напоследок отметим важный факт: чередование согласных в корнях всех разноспрягаемых глаголов.

Упр. 522 — самостоятельное выполнение.

Упр. 523 — комментированное письмо.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 525 - выразительное чтение диалога, обсуждение.

Комментарии

Основная мысль диалога — выяснение правильного употреб­ления глагола кушать.

Упр. 526 — работа в парах, составление диалогов и выступ­ления.

Упр. 527 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой и обсуждением вопросов.

  1. Занимательная лингвистика

Интересно, что у глагола есть существует брат-близнец — омо­ним. Проверим по толковому словарю: значения этих глаголов рассматривается в двух разных словарных статьях. В первой статье рассматриваются значения глагола есть (инфинитив): принимать пищу {хочется есть), портить {ржа ест железо), раздражать, разъ­едать {дым ест глаза) и т. д. Во второй статье есть - это форма гла­гола быть в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

Эти омонимы остроумно обыграл СЯ. Маршак, переводя “За­здравный тост” шотландского поэта Роберта Бёрнса.

У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть, А другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — Значит, нам благодарить остаётся небо!

VII. Подведение итогов урока

— Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 89, упр. 524.






Для любых предложений по сайту: [email protected]