Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Разноспрягаемые глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о разноспрягаемых глаголах; показать их грамматические особенности; формировать навыки вежливой речи.
Планируемые результаты: знание особенностей разноспрягаемых глаголов; умения употреблять слова речевого этикета, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III Проверка домашнего задания
(Запись на доске однокоренных слов-глаголов к глаголам бегать, хотеть.)
- Самоопределение к деятельности
Мы знаем, что в русском языке два спряжения, т. е. глаголы изменяются по одному из двух типов.
— К какому спряжению относятся глаголы гореть, читать, танцевать, учить! Как вы определили?
— Проспрягайте глаголы бежать, хотеть.
— Что вы заметили? (Эти глаголы спрягаются частично по I спряжению, а частично — по II.)
— Как вы думаете, как называются такие глаголы? (Ответы детей.)
— Такие глаголы называются разноспрягаемыми.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами, узнать об их особенностях, научиться правильно употреблять их в речи.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Итак, разноспрягаемыми называются глаголы, которые изменяются частично по I спряжению, а частично — по II спряжению.
Почему же именно эти глаголы так странно себя ведут? Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола хотети, каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хотишь, хотит.
Что касается глагола бежать, то и тут надо заглянуть в историю языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бегти, которые в современном языке слились в один. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола тоже порой можно встретить в речи малообразованных людей: бечь, бегит, бегим.
- Работа по учебнику
- Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 106, 107).
Наблюдения над материалом таблицы на с. 107 показывают, как необычно спрягаются глаголы есть и дать. Корень глагола есть в некоторых случаях, по существу, сливается с окончанием, в единственном числе у глаголов есть и дать особые окончания, непохожие на окончания других, обычных глаголов.
Особые формы спряжения имеют и производные этих глаголов: съесть, поесть, отдать, продать и т. д.
И напоследок отметим важный факт: чередование согласных в корнях всех разноспрягаемых глаголов.
Упр. 522 — самостоятельное выполнение.
Упр. 523 — комментированное письмо.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 525 - выразительное чтение диалога, обсуждение.
Комментарии
Основная мысль диалога — выяснение правильного употребления глагола кушать.
Упр. 526 — работа в парах, составление диалогов и выступления.
Упр. 527 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой и обсуждением вопросов.
- Занимательная лингвистика
Интересно, что у глагола есть существует брат-близнец — омоним. Проверим по толковому словарю: значения этих глаголов рассматривается в двух разных словарных статьях. В первой статье рассматриваются значения глагола есть (инфинитив): принимать пищу {хочется есть), портить {ржа ест железо), раздражать, разъедать {дым ест глаза) и т. д. Во второй статье есть - это форма глагола быть в 3-м лице единственного числа настоящего времени.
Эти омонимы остроумно обыграл СЯ. Маршак, переводя “Заздравный тост” шотландского поэта Роберта Бёрнса.
У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть, А другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — Значит, нам благодарить остаётся небо!
VII. Подведение итогов урока
— Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 89, упр. 524.