Глаголы переходные и непереходные - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Глаголы переходные и непереходные - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений в винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.

Планируемые результаты: умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правиль­но использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 524 — проверка по цепочке.)

III. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите грамматические признаки глагола.

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам...

А. Тимофеевский

  1. Самоопределение к деятельности

Глагол, как и другие части речи, может сочетаться с другими словами, при этом проявлять себя по-разному.

— Как вы думаете, в чём разница между словосочетаниями читать книгу и читать при свете? Как образуется каждое из этих словосочетаний?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как ведёт себя глагол в разных словосочетаниях, с какими словами и как сочетается.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Как мы знаем, глаголы могут сочетаться с существительными и местоимениями: смотрю телевизор, хожу на тренировки, слушаю тебя, скучаю по вас (по вам).

(Учитель записывает словосочетания на доске.)

Глагол обладает особой грамматической категорией, которая проявляется именно в словосочетаниях. Это явление переходности и непереходности. Все глаголы относятся к той или иной группе.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет. Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным или местоимением (иногда числительным) в винительном падеже.

— Найдите такие глаголы среди записанных на доске. (Смо­трю телевизор, слушаю тебя.)

— Попробуйте подобрать свой пример с числительным. (При­бавить два, вычтем пять, разделим шестнадцать.)

Все остальные глаголы непереходные. Непереходные глаго­лы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обознача­ют действие, которое прямо не переходит на предмет: работать на компьютере, вспоминать о ней, ехать поездом.

Необходимо заметить, что одни и те же глаголы могут прояв­лять переходность, а могут не проявлять её. Например: смотрю телевизор (переходность), но: смотрю в окно (непереходность).

  1. Работа по учебнику
  2. Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала (с. 109, 110).

Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже без предлога:

  • если действие охватывает часть предмета: положить (чего?) сахара, выпить (чего?) молока;
  • если при глаголе имеется отрицание: не знать (чего?) пра­вила, не помнить (чего?) ничего.

Родительный падеж прямого дополнения употребляется так­же при некоторых глаголах: бояться (чего?) темноты, опасаться (чего?) обмана.

  1. Упр. 528 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 103,104 — самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.)

  1. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 111, подчеркните орфограммы.

— Выясните их значение по толковому словарю.

— Составьте предложение, в котором были бы употреблены оба этих существительных.

VII. Подведение итогов урока

— Какие глаголы называются переходными, а какие — непе­реходными?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 529.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 529 — чтение словосочетаний с переходными глаголами, синтаксический разбор на доске.)

III. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, определите их грамматические признаки.

Всякий Ларчиком прекрасным любовался.

— Из какого произведения эта строка? (Из басни И.А. Крылова “Ларчик”.)

— Объясните, почему слово Ларчик написано с большой бук­вы. (Потому что это герой басни.)

— Обратите внимание на инверсию — необычный порядок слов в предложении: автор разводит подлежащее (опреде­лительное местоимение всякий) и сказуемое (непереходный глагол любовался), сказуемое и непрямое дополнение в тво­рительном падеже.

  1. Работа по теме урока
  2. Наблюдения над словами

В русском языке порой одна буква играет очень важную роль. Примеров много: мол — моль, осел — осёл, луг — лук и т. д.

— Придумайте свои примеры в доказательство этого утвер­ждения, в том числе с глаголами. (Ожог — ожёг, угол — уголь, стол — стой, прости — прочти.)

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 530 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

Комментарии

Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили пе­реходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, синить (что?) бельё.

Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу.

Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются не­переходными, не могут иметь при себе прямого дополнения.

Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого?) муху — глагол II спряжения.

  1. Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 111).
  2. Чтение теоретического материала (с. 111), беседа по прочи­танному, комментарии учителя.

— О возвратных глаголах мы говорили недавно в связи с темой “Местоимение”. Вспомните, какое местоимение связано с явлением возвратности глаголов. (Возвратное местоиме­ние себя.)

Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В са­мом составе этих глаголов уже заключена направленность дейст­вия на себя: облиться водой (облить (кого?) себя) — винительный падеж без предлога. Поэтому возвратный глагол уже исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет.

Итак, все возвратные глаголы непереходные.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 531 — коллективное выполнение с комментированием.
  2. Упр. 532 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  3. Подведение итогов урока

— Какие глаголы являются возвратными? Почему они так на­зываются?

— Как связаны возвратность и переходность глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 536 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 102.

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Задание 102 из рабочей тетради — взаимопроверка.

Упр. 536 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясёт бородою.

В. Жуковский

Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните глаголы, укажите их спряжение, переходность или непере­ходность. Объясните значение глагола помадит, укажите способ словообразования и морфемный состав.

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

Упр. 533 — устное выполнение, понятие о синтаксической синонимии.

Упр. 534 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 535 — устное выполнение.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 105 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

  1. Подведение итогов урока

Могут ли переходные глаголы проявлять непереходность.' Приведите примеры.

В каких случаях дополнение (существительное или место имение) может стоять при переходном глаголе в родитель­ном падеже?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 537 (при написании рассказа о спортивном соревновании можно использовать словосочетания из упр. 536)






Для любых предложений по сайту: [email protected]