Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного наклонения; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаголов; грамматических признаков глаголов в изъявительном наклонении; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 537 — чтение и анализ сочинений.)
III. Актуализация знаний
Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл пословицы.
Себя не похвалишь — никто не похвалит.
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
Сходи за хлебом.
Я съел мороженое
Петя читает интересную книгу.
Сегодня мы пойдём в цирк.
— Попробуйте объяснить, в чём разница между этими предложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором — просьба, в третьем, четвёртом и пятом — реальное действие.)
— А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит интересное название — наклонение. Наклонение — это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
— В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (В форме прошедшего, настоящего и будущего времени.)
Глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам изъяснить то, что действительно произошло, происходит или будет происходить.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение теоретического материала и правила (с. 114).
Упр. 538 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 539 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой и обсуждением устных заданий.)
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 106 (первая колонка) — самостоятельное выполнение.
Задание 107 — чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.
- Работа по учебнику
(Упр. 541 — выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.)
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово конвейер, подчеркните орфограммы.
Выясните его значение по толковому словарю.
Составьте предложение с этим словом.
VII. Подведение итогов урока
— Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
Домашнее задание
Учебник: § 91, упр. 540, 542 (составить план изложения).