Условное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Условное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с грамматическими особенностями услов­ного наклонения; развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание понятия наклонение глагола; грамматические особенности изъявительного и условного накло­нения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ изложения

III. Проверка домашнего задания

(Диалоги с использованием глаголов в условном наклонении.)

  1. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения, определите грамматические признаки частей речи. Укажите особен­ность употребления дополнения при глаголе. Объясните смысл пословицы.

Одна ласточка весны не делает.

Комментарии

Дополнение весны стоит при переходном глаголе в родительном падеже, потому что глагол с отрицанием: не делает.

  1. Самоопределение к деятельности

Беседа по § 92 (реализация домашнего задания).) Какую тему вы начали изучать дома? Что обозначают глаголы в условном наклонении? Как образуется условное наклонение глагола? (Примерный ответ. С помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом (Вы бы хотели иметь волшебную палочку?), после него (Что вы сделали бы с её помощью?), а может быть отделена от глагола другими словами (Хорошо, если бы ваши желания исполни­лись). Частица бы с глаголами пишется раздельно.)

— Какие грамматические признаки имеют глаголы в условном наклонении? (Изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: пришёл бы — пришла бы — пришло бы — пришли бы.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о глаголах в условном наклоне­нии, об особенностях их употребления и правописания.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Упр. 543 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов, выполнение письменных заданий.

Комментарии

Слова мыло (существительное в именительном падеже) и мыло (форма прошедшего времени глагола, а точнее — бы мыло — форма условного наклонения) не являются лексическими омонимами, это омоформы - слова, совпадающие в каких-либо грамматиче­ских формах.

  1. Упр. 544 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 112 — самостоятельное выполнение.)

  1. Творческое задание

— Представьте себе, что было бы, если бы исчезли сила трения и сила тяжести. Запишите несколько предложений, под­черкните глаголы в условном наклонении.

Если бы не было силы трения, то мы бы не смогли ходить, так как не отталкивались бы от земли, одежда бы соскальзывала с нас, туфли спи дали бы с ног, машины бы не ездили. Все бы двигались, но остановиться было бы очень трудно. А если бы исчезла сила тяжести, то всё бы разле­телось, даже молекулы, атомы, частицы, и не стало бы ничего, кроме элементарных частиц в хаосе.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении?'

— Какое место по отношению к глаголу может занимать в предложении частица бы?

Домашнее задание

Учебник: § 92, упр. 545, 547 (устно).

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 545 - обсуждение вопросов и заданий, морфемный и морфологический разбор на доске.)

Комментарии

Основная мысль текста выражена в последнем предложении: “Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять”.

III. Работа по теме урока

  1. Слово учителя

Условное наклонение позволяет нам помечтать, высказать надежды, желания, перенестись в мир сказки, в мир фантазии. Мы, например, представили, что будет, обладай мы волшебной палочкой, что случилось бы, если бы вдруг исчезли сила трения и сила тяжести.

Условное наклонение давно используется народом в шутли­вых пословицах и поговорках: “Если бы да кабы во рту росли гри­бы, тогда бы был не рот, а целый огород”.

— Кстати, всем ли понятно слово кабы!

Из контекста ясно, что это простонародное слово - синоним современного союза если.

  1. Практические задания

— А вот некоторые пословицы и поговорки, зафиксирован­ные в “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля. Прочитайте их, объясните смысл. Подчеркните глаголы в условном наклонении.

1) Если бы не мороз, то овёс бы до неба дорос. 2) Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашёл. 3) Кабы не кабы, так и мы б были цари. 4) Кабы Иван Великий был маленький, а карман у меня большой, я бы его туда посадил. 5) Кабы знал да ведал, всего бы отведал. 6) Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал.

Может быть, и вы знаете пословицы и поговорки со ста­ринным словом кабы?

Вспомните стихотворения, песни, где встречаются глаголы в условном наклонении.

(Можно записать часть примеров, подчеркнуть глаголы “условном наклонении, провести выборочный диктант.) “Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир” “Кабы я была царица, — Говорит её сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна”.

А. Пушкин “Сказка о царе Салтане...”

Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы,

В этом нет секрета,

От жары б увяли мы,

Надоело б лето.

Не пришла бы к нам метель

На денёк хотя бы

И снегирь не сел на ель (частица бы подразумевается),

Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы,

А всё время лето,

Мы б не знали кутерьмы

Новогодней этой.

Не спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы,

Лёд на речке не замёрз (частица бы подразумевается),

Кабы, кабы, кабы.

Ю. Энтин

Если б мишки были пчёлами,

То они бы нипочём

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом.

Б. Заходер

(Если на уроке останется время, можно привести в качестве примера ещё одну песенку Винни-Пуха, в которой есть и игры словами, и упоминание о возвратных глаголах, и глаголы в уел о в ном наклонении.)

Загадочный шум

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои — в беспорядке.

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмём это самое слово “опять”. Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать “Ошесть”, и “осемь”, и “овосемь”? Молчит этажерка, молчит и тахта — У них не добьёшься ответа, Зачем это хта — обязательно та, А жерка, как правило, эта! “Собака кусается”... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака, Хотя и кусает “ся”, но никогда Себя не кусает, однако... О, если бы мог я всё это понять, Опилки пришли бы в порядок! А то мне — загадочно — хочется спать От всех этих Трудных Загадок!

  1. Работа по учебнику

(Упр. 547 — самостоятельное выполнение.)

  1. Подведение итогов урока

— Как образуются глаголы в условном наклонении?

— Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 92, упр. 546.

Рабочая тетрадь: задание 106 (вторая колонка).






Для любых предложений по сайту: [email protected]