Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Повелительное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки.
Планируемые результаты: знание грамматических особенностей изъявительного, условного и повелительного наклонения глаголов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 546 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.)
Комментарии
Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни необходимо удивляться.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст.
На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и аккуратно!
— В чём особенность этого текста? (Все предложения выражают побуждение к действию.)
— Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголы употреблены в повелительном наклонении.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повелительного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
По названию “повелительное наклонение” понятно, что глагол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-разному. Например, надпись “Не влезай! Убьёт!” на знаке электробезопасности — требование. “Помоги, пожалуйста!” — вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации общения, обстановки, целей высказывания.
- Работа по учебнику
- Обсуждение вопроса и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, работа с таблицей (с. 121).
(Необходимо пояснить значение некоторых необычных грамматических форм. “Пчелу-работницу напой” значит “напои”, это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. “Оставь про резвых мотыльков” значит “для резвых мотыльков”. Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохранилась в некоторых говорах и простонародной речи.)
- Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу — включи, научу — научи, пою — пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.
Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение.
При выражении просьбы употребляются вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляются только с глаголами повелительного наклонения.
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, поставьте, отрежьте.
- Упр. 548 — выразительное чтение стихотворения, коллективное выполнение заданий на доске и в тетрадях.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 549 — выразительное чтение текста, коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Самый важный призыв в тексте: “Украшай землю и жизнь!”
- Упр. 550 — выразительное чтение стихотворения, самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Комментарии
Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться — выжать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с оморфом пахнуть) — обдать струёй воздуха, тепла, запаха или повеять; подкошенная — форма с ударением, которого требует ритм стихотворения (правильно: подкошенная); “Поклонись, цветы, / Головой земле!” — форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.
Переходные глаголы: освежи, взволнуй.
- Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 552 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Подведение итогов урока
— Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
— В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?
Домашнее задание
Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 553 — чтение по цепочке с комментированием постановки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)
Комментарии
Разноспрягаемый глагол — беги.
III. Самоопределение к деятельности
Запишите тему урока. Когда запишете, положите ручки и послушайте внимательно.
Вы запомнили глаголы из предыдущих фраз? Какие трудности могут возникнуть при их написании? (Можно ошибиться в написании гласных после ж и ш. В первом и третьем случаях у нас нет сомнений: на звук [ы], который обозначен буквой и, падает ударение. А вот во втором слове соответствующий звук безударный.)
— Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чем отличаются глаголы запишите и запишете? (Глагол запишите повелительного наклонения, а глагол запишете — изъявительного.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать глаголы в изъявительном и повелительном наклонении.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Чтобы правильно написать глагол, надо определить его наклонение, вспомнить, от основы каких форм глагола образуются данные формы, и определить спряжение.
Запишите, положите — глаголы повелительного наклонения, которые образованы при помощи суффикса -и- в данном случае от основы будущего времени. Глагол записать I спряжения, положить II спряжения. Как видим, спряжение не влияет на написание: в обоих случаях пишется суффикс -и-.
Запишете — глагол изъявительного наклонения в форме будущего времени, множественного числа, 2-го лица. Мы уже выжили, что это глагол I спряжения, а значит, в окончании пишется буква е: запишете, запишешь, запишем.
Проверим глагол положить в этой же форме: положите — глагол II спряжения, а значит, в окончании пишется буква и: положите, положишь, положим. В данных двух случаях гласный окончания зависит от спряжения.
- Работа по учебнику
Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 125).
Чтение теоретического материала (с. 125), беседа по прочитанному.
— В каких случаях в глаголах пишется -ете, а в каких —ите? (Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в повелительном наклонении независимо от спряжения (-и — суффикс) и у глаголов II спряжения (-и- — часть окончания); -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения (-е — часть окончания).)
- Объяснительный диктант
1) Выберите слова, в которых есть мягкий знак. 2) Когда вымоете посуду, пойдёте гулять. 3) Укроете на зиму розы — они спокойно перезимуют. 4) Пожалуйста, выждите несколько минут, потом выключите свет.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 555 — комментированное письмо.
Упр. 556 - самостоятельное выполнение.
- Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 106 (третья колонка), 108 — самостоятельное выполнение.)
- Подведение итогов урока
— Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?
— От каких форм глагола образуется повелительное наклонение?
Домашнее задание
Учебник: § 93, упр. 557.
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 557 — проверка по цепочке, морфемный и морфологический разбор на доске.)
Комментарии
Глаголы в неопределённой форме: заниматься, переписать (Переходный).
III. Актуализация знаний
Запишите предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания:
1) Когда постелете скатерть, разгладьте складки. 2) Вколите иголку в ткань, а затем выколите её с изнанки. 3) Вызволите птичку из клетки! 4) Если услышите звуки марша и выглянете в окно, увидите парад духовых оркестров.
- Самоопределение к деятельности
— Попробуем найти синтаксические синонимы одного из предложений, которое мы уже записали:
Вызволите птичку из клетки!
Вызволим птичку из клетки!
Пусть птичка вылетит из клетки!
— Как вы думаете, эти предложения синонимичны? (Это не абсолютные синонимы, но смысл примерно тот же.)
— Как образованы формы повелительного наклонения в получившихся предложениях?
— Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим? (Познакомиться со способами выражения повелительного наклонения.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
В первом предложении повелительное наклонение выражено формой 1-го лица множественного числа. Попробуем добавить частицу давай (давайте): “Давайте вызволим птичку из клетки!” Смысл и побудительная интонация сохранились.
Надо иметь в виду, что многое зависит от интонации и цели высказывания предложения. Если мы хотим сказать о своих намерениях, то получится то же предложение, но глагол будет стоять в изъявительном наклонении, интонация станет повествователь ной, а ещё, скорее всего, понадобится и местоимение: Мы вызволим птичку из клетки.
Во втором предложении повелительное наклонение выражено формой 3-го лица единственного числа с помощью частицы пусть.
Попробуем использовать форму 3-го лица множественною числа: Пускай птички вылетят из клетки! Мы взяли в помощь вариант частицы пусть — пускай.
Есть ещё один способ выражения повелительного наклонения через форму 3-го лица - с помощью частицы да. Этот споит применяется, когда хотят подчеркнуть значительность, торжественность высказывания.
Да будут помыслы чисты, а остальное всё приложится. (Б. Окуджава) “Да будет так!” — промолвил волшебник.
Итак, мы увидели, что повелительное наклонение может быть выражено не только своей собственной формой, но и формами изъявительного наклонения: 3-го лица единственного и множественного числа (с помощью частиц пусть, пускай, да) и формой 1-го лица множественного числа (с помощью частицы давай (давайте) или без неё).
- Работа по учебнику
(Упр. 558 - комментированное письмо.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 559 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 109 - обсуждение вопроса и задания, составление предложений.)
- Практическое задание
— Выпишите из текста песни глаголы в разных формах повелительного наклонения. Укажите, как образованы эти формы.
(Текст записан на доске. Предварительно учащиеся прослушивают песню в записи.)
Давайте негромко, давайте вполголоса,
Давайте простимся светло.
Неделя-другая, и мы успокоимся.
Что было, то было, прошло.
Конечно, ужасно, нелепо, бессмысленно,
Ах, как бы начало вернуть!
Начало вернуть невозможно, немыслимо,
И даже не думай, забудь.
Займёмся обедом, займёмся нарядами,
Заполним заботами быт.
Так легче, не так ли?
Так проще, не правда ли?
Не правда ли, меньше болит.
Не будем хитрить и судьбу заговаривать,
Ей-богу, не стоит труда.
Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь
А больше уже никогда.
— Вспомните, в каком кинофильме звучала эта песня и кто её авторы. (“Прощальная песня” из кинофильма “Обыкновенное чудо” (муз. Г.И. Гладкова, сл. Ю. Ч. Кима).)
VII. Подведение итогов урока
— Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? Как может быть выражено повелительное наклонение? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении в единственном и множественном числе?
— В каких случаях на конце глагола в повелительном наклонении пишется мягкий знак?
Домашнее задание
Учебник: § 93, упр. 560, 561 (подготовиться к сочинению).