Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Безличные глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о безличных глаголах, их грамматических особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных; развивать орфографическую юркость, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: знание понятия безличные глаголы, особенностей употребления этих глаголов; понимание синтаксических особенностей предложений с безличными глаголами; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 113 из рабочей тетради — чтение и анализ творческих работ.)
- Самоопределение к деятельности
— Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Назовите субъект действия в следующих предложениях.
1) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей. 2) Вдалеке послышался меченый шум. 3) Кто-то постучал в дверь. 4) Мечтаю о том, чтобы все вокруг были счастливы. 5) Хочется найти ответ на этот вопрос.
— В каких предложениях субъект действия не указан? (В четвёртом и пятом.)
— Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появился субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.)
Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется найти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае субъект не появляется. В этой фразе не просто нет подлежащего, его и не может быть.
Сделаем синтаксический разбор предложения. Может смутить существительное ответ, но оно стоит в винительном падеже, является прямым дополнением: хочется найти (что?) ответ.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями глаголов, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Вот ещё подобные примеры.
Смеркается.
С вечера подморозило.
Её лихорадило от волнения.
Во всех этих примерах есть действие, есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего, действие происходит словно само собой.
Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Часто предложения с безличными глаголами состоят всего из одного слова — безличного глагола-сказуемого.
— Подумайте, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые.
Безличные глаголы могут обозначать явления природы (смеркается, светало, морозит), внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится), указывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило, приспичило). Безличные глаголы могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт). Безличный глагол может входить в состав фразеологизма: пришло в голову.
- Работа по учебнику
Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 131).
Чтение правила и теоретического материала (с. 131), беседа по прочитанному.
— Что могут обозначать безличные глаголы? (Состояние при роды или человека.)
— Какие формы имеют безличные глаголы в изъявительном наклонении? Приведите свои примеры. (Форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени: смеркается, будет смеркаться (смеркнется), смеркалось.)
— Какие формы имеют безличные глаголы в условном наклонении? (Только одну форму: подморозило бы, скорей бы рассвело.)
— Приведите примеры предложений с безличными глагола ми в неопределённой форме. (За ночь успело подморозить. В ноябре рано начало смеркаться.) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет.)
- V Закрепление изученного материала
- Практическое задание
Запишите предложение. Объясните орфограммы и знаки препинания. Дайте грамматическую и смысловую характеристику безличного глагола.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить
по рощам, по лугам,
И подолам, и по горам.
И. Крылов “Пустынник и Медведь”
- Работа по учебнику
- Упр. 569 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 570 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
VII. Подведение итогов урока
— Какие глаголы называются безличными? Поясните их название.
— Что обозначают безличные глаголы?
— В чём особенность предложений с безличными глаголами?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 95, упр. 573.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 573 — чтение исправленного текста, обсуждение вопроса и задания, морфемный разбор на доске.)
III. Самоопределение к деятельности
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 132).)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Слово учителя
Выявить истинную роль таких глаголов можно только в кон-|см гс, в предложении, в словосочетании.
Предложение, приведённое в учебнике, можно изменить: Воздух пахнет весной. Тогда появляется подлежащее, а личный глагол выступает в своём первоначальном качестве, но это будет совсем другое по смыслу предложение.
- Работа по учебнику
Упр. 571 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 572 - коллективное выполнение.
Дополнительные вопросы
— Какую роль в тексте играют безличные глаголы? (Придают загадочность описанию.)
— Какой художественный приём использовал автор текста для создания загадочного образа? (Олицетворение.)
- Закрепление изученного материала
- Практическое задание
— Составьте пары предложений, в которых один и тот же глагол выступал бы в роли личного и безличного (род глагола можно изменять).
Посветлело, тянет, подмывало, везёт.
Варианты предложений
Лицо её посветлело от улыбки. — После дождя вокруг посветлело. Старик тянет невод. — От реки тянет прохладой. Море подмывало берег. — Меня так и подмывало открыть запертую дверь. Везёт лошадка дровенки. — Обычно мне везёт.
- Работа со словарями
Многие безличные глаголы характерны для разговорной речи подмывало, везёт, нездоровилось, вздумалось, угораздило, приспичило.
— Разберём несколько примеров с безличными глаголами, которые разговорной речи не присущи. Прочитайте предложения.
Так поступать не подобает. Вам надлежит многое узнать. Следует подождать с решением.
— Объясните смысл предложений.
Заглянем в толковый словарь, чтобы прояснить значение безличных глаголов.
Глаголы подобать, надлежать и следовать, оказывается, синонимы. Их значение — следовать, соответствовать принятым при вилам, нормам. Глагол подобать характерен для книжной речи остальные два — для официально-делового и научного стилей речи.
- Подведение итогов урока
— Как прояснить роль личного глагола, который может выступать в роли безличного? (В предложении: если есть подлежащее, связанное с данным глаголом, то он выступает в роли личного; если подлежащего нет и не может быть, значит, личный глагол выступает в роли безличного.)
Домашнее задание
Учебник § 95, упр. 574, 575 (подготовиться к диктанту).