Безличные глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Безличные глаголы - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о безличных глаголах, их грамматиче­ских особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных; развивать орфографическую юркость, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: знание понятия безличные глаголы, особенностей употребления этих глаголов; понимание синтак­сических особенностей предложений с безличными глаголами; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 113 из рабочей тетради — чтение и анализ творческих работ.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Назо­вите субъект действия в следующих предложениях.

1) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей. 2) Вдалеке послышался меченый шум. 3) Кто-то постучал в дверь. 4) Мечтаю о том, чтобы все вокруг были счастливы. 5) Хочется найти ответ на этот вопрос.

— В каких предложениях субъект действия не указан? (В чет­вёртом и пятом.)

— Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появил­ся субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.)

— Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.)

Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется най­ти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае субъект не появляется. В этой фразе не просто нет подлежащего, его и не может быть.

Сделаем синтаксический разбор предложения. Может смутить существительное ответ, но оно стоит в винительном падеже, является прямым дополнением: хочется найти (что?) ответ.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями глаголов, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Вот ещё подобные примеры.

Смеркается.

С вечера подморозило.

Её лихорадило от волнения.

Во всех этих примерах есть действие, есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего, действие происходит словно само собой.

Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Часто предложения с безличными глаголами состоят всего из одного слова — безличного глагола-сказуемого.

— Подумайте, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые.

Безличные глаголы могут обозначать явления природы (смер­кается, светало, морозит), внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится), ука­зывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило, приспичило). Безличные глаголы могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт). Безличный глагол может входить в состав фразеологизма: пришло в голову.

  1. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 131).

Чтение правила и теоретического материала (с. 131), беседа по прочитанному.

— Что могут обозначать безличные глаголы? (Состояние при роды или человека.)

— Какие формы имеют безличные глаголы в изъявительном наклонении? Приведите свои примеры. (Форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени: смеркается, будет смеркаться (смеркнется), смеркалось.)

— Какие формы имеют безличные глаголы в условном наклонении? (Только одну форму: подморозило бы, скорей бы рассвело.)

— Приведите примеры предложений с безличными глагола ми в неопределённой форме. (За ночь успело подморозить. В ноябре рано начало смеркаться.) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет.)

  1. V Закрепление изученного материала
  2. Практическое задание

Запишите предложение. Объясните орфограммы и знаки препинания. Дайте грамматическую и смысловую харак­теристику безличного глагола.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить

по рощам, по лугам,

И подолам, и по горам.

И. Крылов “Пустынник и Медведь”

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 569 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  3. Упр. 570 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

VII. Подведение итогов урока

— Какие глаголы называются безличными? Поясните их на­звание.

— Что обозначают безличные глаголы?

— В чём особенность предложений с безличными глаголами?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 95, упр. 573.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 573 — чтение исправленного текста, обсуждение вопроса и задания, морфемный разбор на доске.)

III. Самоопределение к деятельности

(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений” (с. 132).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Слово учителя

Выявить истинную роль таких глаголов можно только в кон-|см гс, в предложении, в словосочетании.

Предложение, приведённое в учебнике, можно изменить: Воз­дух пахнет весной. Тогда появляется подлежащее, а личный глагол выступает в своём первоначальном качестве, но это будет совсем другое по смыслу предложение.

  1. Работа по учебнику

Упр. 571 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 572 - коллективное выполнение.

Дополнительные вопросы

— Какую роль в тексте играют безличные глаголы? (Придают загадочность описанию.)

— Какой художественный приём использовал автор текста для создания загадочного образа? (Олицетворение.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Практическое задание

— Составьте пары предложений, в которых один и тот же гла­гол выступал бы в роли личного и безличного (род глагола можно изменять).

Посветлело, тянет, подмывало, везёт.

Варианты предложений

Лицо её посветлело от улыбки. — После дождя вокруг посветлело. Старик тянет невод. — От реки тянет прохладой. Море подмывало берег. — Меня так и подмывало открыть запертую дверь. Везёт лошадка дровенки. — Обычно мне везёт.

  1. Работа со словарями

Многие безличные глаголы характерны для разговорной речи подмывало, везёт, нездоровилось, вздумалось, угораздило, приспичило.

— Разберём несколько примеров с безличными глаголами, которые разговорной речи не присущи. Прочитайте предложения.

Так поступать не подобает. Вам надлежит многое узнать. Следует подождать с решением.

— Объясните смысл предложений.

Заглянем в толковый словарь, чтобы прояснить значение безличных глаголов.

Глаголы подобать, надлежать и следовать, оказывается, синонимы. Их значение — следовать, соответствовать принятым при вилам, нормам. Глагол подобать характерен для книжной речи остальные два — для официально-делового и научного стилей речи.

  1. Подведение итогов урока

— Как прояснить роль личного глагола, который может вы­ступать в роли безличного? (В предложении: если есть подле­жащее, связанное с данным глаголом, то он выступает в роли личного; если подлежащего нет и не может быть, значит, личный глагол выступает в роли безличного.)

Домашнее задание

Учебник § 95, упр. 574, 575 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]