Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста - ТЕКСТ
Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев —к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький...); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седьмым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).
Фонетический разбор: [гл'ижу].
- Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная проверка.
Комментарии
Тип текста — повествование.
III. Самоопределение к деятельности
Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)
Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тему текста и его основную мысль.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение теоретического материала (с. 37, 38), беседа по прогнанному, комментарии учителя.
— Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)
Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые mi членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.
— Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)
Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.
— Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)
Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
- Упр. 64 - выразительное чтение текста, обсуждение.
Какова тема текста? (Она выражена в заглавии — “Гусь и журавль”.)
Какова основная мысль текста? (Она выражена в последнем предложении текста: “Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо”.)
Произведения каких жанров напоминает этот текст? (Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)
Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)
— Согласны ли вы с К. Ушинским? (Ответы детей.)
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 65 - письменное выполнение на доске и в тетради.
Упр. 66 – выразительное чтение текста, обсуждение.
- Упр. 67 - выразительное чтение текста, обсуждение вопросов сначала в парах, затем коллективное.
Комментарии
В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема текста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, вечном её обновлении: “...до сладостной весны!”
Варианты заглавия стихотворения: “Осенняя грусть”, “До сладостной весны!”
- Подведение итогов урока
— Что называется темой текста?
— Что такое основная мысль текста? Как её определить?
— Какое значение имеет заголовок текста?
— Каким должен быть заголовок?
Домашнее задание
Учебник: § 14, упр. 68.
Рабочая тетрадь: задание 12.