Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Текст, его особенности - ТЕКСТ
Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ контрольного диктанта и тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 10 из рабочей тетради — чтение словосочетаний и предложений, составленных учащимися.)
- Самоопределение к деятельности
— Что такое текст?
— По каким признакам мы разделяем тексты? (По форме, по видам речи, по типам речи.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о тексте, о типах речи, о средствах связи между предложениями текста.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение теоретического материала (с. 34), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
- Обсуждение задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 34).
Упр. 60 — устное выполнение.
Чтение теоретического материала (с. 35).
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
Комментарии
Предложения первого абзаца связаны с помощью местоимении: вальдшнепы — они (уточним по толковому словарю значение I юна вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыслу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, и н ляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздух — тонкий туман — жёлтые поля — бурые сучья дерев — неподвижное небо — липы — золотые листья — сырая земля).
Обратим внимание на устаревшую форму родительного падежа множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.
Дополнительный вопрос
— К какому типу речи относится данный текст? Докажите. (Это текст-описание. Текст можно представить, как фотографию. Действия нет, описывается красота осеннего леса - от неба до земли.)
- Упр. 62 — редактирование текста.
VII. Подведение итогов урока
— По каким признакам различаются тексты?
— Как связываются предложения в тексте?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 13, упр. 63.
Рабочая тетрадь: задание 6.