Текст и стили речи - ТЕКСТ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Текст и стили речи - ТЕКСТ

Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста самостоятельного поиска информации, орфографические навыки

Планируемые результаты: знание основных признаков текста

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).)

  1. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста до­клада (упр. 84).)

— Почему доклад Вани не понравился членам жюри? (До­клад — один из жанров научного стиля речи и должен отве­чать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)

— Как избежать подобных ситуаций? (Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию обще­ния: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке. (Вспомнить основные характеристики стилей речи, упраж­няться в определении стилей, в создании текстов, соответ­ствующих определённому стилю речи.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Обсуждение вопроса и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 46, 47).

Дополнительное задание

— Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. (При мерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосред­ственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание пись­менной формы, подготовленность речи, логичность, объек­тивность, точность, широкое использование специально! лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образ­ность, индивидуальность стиля, использование всех средин языка, стилистическая окрашенность лексики, использо­вание тропов, фигур речи, звукописи.)

  1. Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Работа по учебнику

Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Комментарии

Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популярный с элементами художественного стиля: есть оценочная лексика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Занимательная лингвистика

Интересна история одного из только что записанных слов — нордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.

Бордо — город на юго-западе Франции, в известном винодельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название “бор­до”. Со временем так стали называть соответствующий цвет.

Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее отно­симое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ое-.

VII. Подведение итогов урока

— Приведите примеры текстов разных стилей.

— Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?

Домашнее задание

Учебник: § 18, упр. 87.






Для любых предложений по сайту: [email protected]