Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Текст и стили речи - ТЕКСТ
Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста самостоятельного поиска информации, орфографические навыки
Планируемые результаты: знание основных признаков текста
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.)
III. Актуализация знаний
Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).)
- Самоопределение к деятельности
(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)
— Почему доклад Вани не понравился членам жюри? (Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)
— Как избежать подобных ситуаций? (Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке. (Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение вопроса и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 46, 47).
Дополнительное задание
— Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. (При мерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специально! лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средин языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)
- Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выполнению домашнего задания.
Комментарии
Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популярный с элементами художественного стиля: есть оценочная лексика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Занимательная лингвистика
Интересна история одного из только что записанных слов — нордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.
Бордо — город на юго-западе Франции, в известном винодельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название “бордо”. Со временем так стали называть соответствующий цвет.
Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ое-.
VII. Подведение итогов урока
— Приведите примеры текстов разных стилей.
— Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?
Домашнее задание
Учебник: § 18, упр. 87.