Официально-деловой стиль речи - ТЕКСТ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Официально-деловой стиль речи - ТЕКСТ

Цели: познакомить с особенностями официально-делового пиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; закреплять умение определять стили речи.

Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официаль­но-делового стиля, определять стили речи.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 87 — сообщения об алгоритме поиска информации в Интернете, устные высказывания об Иване Фёдорове.)

  1. Самоопределение к деятельности

— С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.

— Всем нам приходится иметь дело с различными докумен­тами, обращаться по разным вопросам в какие-либо орга­низации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке. (Познакомиться с новым стилем речи, который используете” при деловом общении, узнать о его особенностях, научиться грамотно составлять тексты документов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 49).)

  1. Беседа

Вспомните ситуации, в которых вам приходилось стал­киваться с текстами официально-делового стиля. Что это были за документы?

Почему при составлении текстов официально-делового стиля важны точность, однозначность слов и выражений, строгая, формальная лексика, стандартные обороты?

Почему тексты официально-делового стиля неэмоциональны?

Почему в них не используются изобразительные средства языка?

  1. Практическое задание

— Замените слова официально-делового стиля нейтральными словами.

Преподнёс (подарил), направился (пошёл), заявил (сказал), проживает (живёт).

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 88 — устное выполнение.
  3. Упр. 89 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.

(Необходимо обратить внимание учеников на форматирова­ние документа: где и как расположены его части; на то, что слово заявление пишется со строчной буквы, а после него ставится точ­ка; заявление — завершающее слово шапки, а не заголовок.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 90 - чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.
  4. Упр. 91 — обсуждение вопросов.
  5. Занимательная лингвистика

Знаете ли вы, что такое канцелярия? (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством; деловые бумаги, документы.)

Какой стиль речи используется в канцелярских делах?

Как вы понимаете слово канцеляризм?

Материал для учителя

В текстах официально-делового стиля неизбежно употребление кан­целяризмов — слов или оборотов речи, характерных для деловых бумаг, документов. Канцеляризмы уместны и даже необходимы в официаль­но деловой речи: отношение, предписание, заявление, внедрение, усиление, оказать воздействие, обсудить вопрос, представить к рассмотрению.

Однако порой в живом разговорном языке можно услышать подоб­ные слова, совершенно неуместные в непринуждённой речи. В книге “Жизнь, как жизнь” К. Чуковский метко назвал неумеренное, необоснованное употребление канцеляризмов, бюрократических штампов, нового слога канцеляритом. Чуковский считал канцелярит болезнью. Самое страшное, что, хотя заболевание в основном свойственно людям, занимающимся бумажной деятельностью, “канцелярский вирус” может поразить любого.

Вот один из примеров проявления “болезни” (по книге К. Чуковского):

“Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилет­нюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и. к моему изумлению, сказал: “Ты по какому вопросу плачешь?”

Чуковский показывает, к чему может привести это тяжёлое заболевание, если бы им заразились все. Мы бы получили такие “пушкинские” строки:

Надо отметить, что в синем небе звёзды блещут, Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут, Следует особо остановиться на том, что туча по небу идёт, Приходится указать, что бочка по морю плывёт. В этой же книге цитируется гротеск писателей Ильфа и Петрова: “Задание, например, следующее:

— Подметайте улицы.

Вместо того чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий парень поднимает вокруг него бешеную суету. Он выбрасывает лозунг:

— Пора начать борьбу за подметание улиц.

Борьба ведётся, но улицы не подметаются. Следующий лозунг уводит дело ещё дальше:

— Включимся в кампанию по организации борьбы за подметание улиц. Время идёт, крепкий парень не дремлет, и на неподметённых улицах вывешиваются новые заповеди:

— Все на выполнение плана по организации кампании борьбы ш подметание.

И наконец, на последнем этапе первоначальная задача совершенно уже исчезает и остаётся одно только запальчивое, визгливое лопотанье:

— Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана организации кампании борьбы”.

VII. Подведение итогов урока

Назовите основные черты официально-делового стиля. (Официальность, преобладание письменной формы, стандар­тизация текстов, точность, строгость, неэмоциональность, безличность, широкое использование официально-деловой лек­сики.)

В каких сферах жизни, в каких ситуациях используется официально-деловой стиль?

А что бывает, если официально-деловой стиль речи используется не по назначению?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 19.

Рабочая тетрадь: задание 15.






Для любых предложений по сайту: [email protected]