Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Слово и его лексическое значение - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить изученное по теме “Лексика”; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами.
Планируемые результаты: знание основных лексических понятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с тестами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Задание 15 из рабочей тетради для творческих работ.)
III. Самоопределение к деятельности
Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чём я буду говорить.
Посреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со множеством цветов и порхающих над ними бабочек.
— Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, понимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)
— Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о лексическом значении слов.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение теоретического материала (с. 51), беседа по прочитанному.
— Какие значения есть у слова?
— Что называется лексическим значением слова?
— Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Каждое слово что-либо означает: предмет, действие, признак. Ноу каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определённой части речи. Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.)
— Чем различаются однозначные и многозначные слова? Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
- Обсуждение задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, диалога (с. 51, 52).
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 92 — комментированное письмо.
- Упр. 93 — работа с толковыми словарями в парах.
- Упр. 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.
Дополнительные задания
Определите стиль текста, докажите свою точку зрения. (Стиль текста — художественный. Автор, Ю. Нагибин, использует разговорный стиль для создания художественных образов.)
Попробуйте определить значение просторечного слова, встречающегося в тексте, по контексту. (Нетто — неужели, разве.)
Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение.
- Подведение итогов урока
— Что изучает лексикология?
— Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова?
— Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему?
— Отличаются ли по значению синонимы?
Домашнее задание
Учебник: § 20, упр. 96.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.)
Комментарии
Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встрепенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке.
Действия человека, приписанные неодушевлённым предметам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились.
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 97 — устное выполнение.
- Упр. 99 — самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения.
Дополнительный вопрос
— Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их значение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.)
- Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания, морфемный, фонетический и морфологический разбор на доске и в тетрадях.
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами.
- Работа по учебнику
(Упр. 98 — устное выполнение.)
- Подведение итогов урока
— Что называется переносным значением слова?
— Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать?
— Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?
— Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?
Домашнее задание
- Учебник: § 20, упр. 101, 102.
- Подготовиться к тестовой работе по теме “Слово и его лексическое значение”.