Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Общеупотребительные слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: знать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению истории языка.
Планируемые результаты: умения отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 105 — чтение и анализ творческих работ.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Попробуйте объяснить их значение. Речь, вода, лозина, солнце, майна.
— Значение каких слов вы легко смогли объяснить? Почему? (Эти слова мы часто слышим и употребляем в своей речи.)
— Значение каких слов не удалось определить сразу? (Лозина, майна.)
— Как узнать, что означают эти слова? (Посмотреть в толковом словаре.)
— Почему объяснение этих слов вызвало затруднение? (Мы не употребляем эти слова в обычной речи, в повседневном общении, их довольно редко можно услышать, поэтому значение этих слов нам незнакомо.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Узнать новые сведения о лексике русского языка с точки зрения её употребления.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
В составе лексики русского языка есть слова, которые понятны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письменной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными.
— Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребительными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?
(Обсуждение.)
В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотребительные слова используются в речи жителей определённой местности (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представителей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом).
Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обычную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатый, раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный — профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.
Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается только в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в глаголе брезжить.
Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.
В первом случае переход произошёл на основе сходства формы (булочное изделие баранка, так же как и руль, имеет форм) кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановимся на этом чуть позже Важно помнить, что профессиональная лексика входит в состав русского литературного языка, а диалектная и жаргонная лексика находится за его пределами.
- Работа по учебнику
(Упр. 107 - устное выполнение, работа с толковым словарём учебника.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 108 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.
Упр. 109, 110 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение письменных заданий.
- Занимательная лингвистика
— Все мы знаем и любим сказку П. Ершова “Конёк-Горбунок”. Помните ли вы такие строки?
Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку...
— И здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило?
Материал для учителя
Какова история слова бабки в значении “деньги”? По этому поводу есть разные мнения. Одни учёные считают, что слово бабки пошло от денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет ни деньгах в просторечии прозвали “бабка”). Если купюр (денег) много, нюни — бабки.
В “Толковом словаре” В.И. Даля в обширной словарной статье находим значение слова бабка: “Несколько составленных хлебных снопов на жниве...; от 10—13 снопов, комлями наружу, а последним шагом - накрывается шатром; в новгородских говорах пять снопов ярой или шесть озимых; в костромских говорах 16 снопов льна, и урожай считается бабками...” В качестве примера приводится предложение: Ни четверик (семян) уродилось сорок бабок”.
Значит, бабки служили для крестьян мерой счёта при сборе урожая при расчётах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услышать: “Сколько ты бабок с поля снял?”, “Сколько бабок отдал за кобылу?”
Теперь мы можем понять строчки из “Конька-Горбунка”: под “чёрной бабкой” Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы называем чёрным.
Но почему же крестьяне называли составленные вместе снопы бабий? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, называли персонаж жатвенного обряда — несколько составленных снопов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали платком и наряжали в женскую рубаху.
Была ещё игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок.
В сказке О.М. Сомова “О Никите Вдовиниче” рассказывается о мальчике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную чёрную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить чёрную бабку против красной. Через много лет его сын нарушил это условие, соблазнённый чертёнком, и в одночасье семья лишилась всего богатства.
Орест Михайлович Сомов — современник Пушкина, поэт, журналист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, — опубликовал эту сказку в 1831 г., а “Конёк-Горбунок” увидел свет в 1834 г. Так что вполне возможна связь “чёрной бабки” с историей Сомова, а значит, конечно, и с фольклором.
Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смогли, зато узнали много интересного.
(Можно заранее дать индивидуальное задание выяснить разные значения слова бабка (лучше двум-трём ученикам) или (в сильном классе) поручить сделать это небольшой группе прямо на уроке.)
- Подведение итогов урока
— В чём отличие общеупотребительных слов от необщеупотребительных?
— Могут ли общеупотребительные слова становиться необщеупотребительными и наоборот?
Домашнее задание
Учебник: § 22.
Рабочая тетрадь: задание 16.
Найти в любой газетной или журнальной заметке, статье общеупотребительные и необщеупотребительные слова; выяснить значение необщеупотребительных слов с помощью толкового словаря.