Общеупотребительные слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Общеупотребительные слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: знать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению истории языка.

Планируемые результаты: умения отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковы­ми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации аналитической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 105 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова. Попробуйте объяснить их значение. Речь, вода, лозина, солнце, майна.

Значение каких слов вы легко смогли объяснить? Почему? (Эти слова мы часто слышим и употребляем в своей речи.)

Значение каких слов не удалось определить сразу? (Лозина, майна.)

Как узнать, что означают эти слова? (Посмотреть в толко­вом словаре.)

Почему объяснение этих слов вызвало затруднение? (Мы не употребляем эти слова в обычной речи, в повседневном общении, их довольно редко можно услышать, поэтому значение этих слов нам незнакомо.)

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Узнать новые сведения о лексике русского языка с точки зрения её употребления.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя с элементами беседы

В составе лексики русского языка есть слова, которые понятны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письмен­ной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотре­бительными.

— Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребительными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?

(Обсуждение.)

В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотреби­тельные слова используются в речи жителей определённой местно­сти (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представителей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом).

Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обыч­ную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатый, раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный — профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.

Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается только в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в глаголе брезжить.

Общеупотребительные слова иногда могут становиться про­фессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жарго­низмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.

В первом случае переход произошёл на основе сходства фор­мы (булочное изделие баранка, так же как и руль, имеет форм) кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановимся на этом чуть позже Важно помнить, что профессиональная лексика входит в со­став русского литературного языка, а диалектная и жаргонная лексика находится за его пределами.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 107 - устное выполнение, работа с толковым словарём учебника.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 108 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние, самостоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 109, 110 — обсуждение вопросов, самостоятельное вы­полнение письменных заданий.

  1. Занимательная лингвистика

— Все мы знаем и любим сказку П. Ершова “Конёк-Горбу­нок”. Помните ли вы такие строки?

Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку...

— И здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило?

Материал для учителя

Какова история слова бабки в значении “деньги”? По этому поводу есть разные мнения. Одни учёные считают, что слово бабки пошло от денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет ни деньгах в просторечии прозвали “бабка”). Если купюр (денег) много, нюни — бабки.

В “Толковом словаре” В.И. Даля в обширной словарной статье находим значение слова бабка: “Несколько составленных хлеб­ных снопов на жниве...; от 10—13 снопов, комлями наружу, а последним шагом - накрывается шатром; в новгородских говорах пять снопов ярой или шесть озимых; в костромских говорах 16 снопов льна, и урожай считается бабками...” В качестве примера приводится предложение: Ни четверик (семян) уродилось сорок бабок”.

Значит, бабки служили для крестьян мерой счёта при сборе урожая при расчётах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услышать: “Сколько ты бабок с поля снял?”, “Сколько бабок отдал за кобылу?”

Теперь мы можем понять строчки из “Конька-Горбунка”: под “чёрной бабкой” Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы называем чёрным.

Но почему же крестьяне называли составленные вместе снопы баб­ий? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, называли персонаж жатвенного обряда — несколько составленных снопов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали платком и наряжали в женскую рубаху.

Была ещё игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок.

В сказке О.М. Сомова “О Никите Вдовиниче” рассказывается о маль­чике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную чёрную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить чёрную бабку против красной. Через много лет его сын нарушил это условие, соблазнённый чертёнком, и в одночасье семья лишилась всего богатства.

Орест Михайлович Сомов — современник Пушкина, поэт, журналист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, — опубликовал эту сказку в 1831 г., а “Конёк-Горбунок” увидел свет в 1834 г. Так что вполне возможна связь “чёрной бабки” с историей Сомова, а значит, конечно, и с фольклором.

Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смогли, зато узнали много интересного.

(Можно заранее дать индивидуальное задание выяснить разные значения слова бабка (лучше двум-трём ученикам) или (в сильном классе) поручить сделать это небольшой группе прямо на уроке.)

  1. Подведение итогов урока

В чём отличие общеупотребительных слов от необщеупотребительных?

Могут ли общеупотребительные слова становиться необщеупотребительными и наоборот?

Домашнее задание

Учебник: § 22.

Рабочая тетрадь: задание 16.

Найти в любой газетной или журнальной заметке, статье общеупотребительные и необщеупотребительные слова; выяснить значение необщеупотребительных слов с помощью толкового словаря.






Для любых предложений по сайту: [email protected]