Профессионализмы - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Профессионализмы - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с понятием профессионализмы; развивав навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание понятия профессионализмы умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитически Деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Задание 16 из рабочей тетради — чтение слов, подобранных учащимися.

Обсуждение заданий по материалам периодической печати, выяснение значения необщеупотребительных слов.

III. Самоопределение к деятельности

На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных и необщеупотребительных словах, среди которых упоминали профессионализмы.

Что же это за группа слов? Каковы особенности этой группы?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать об особенностях профессионализмов, научиться рас­познавать такие слова и объяснять их значение.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя с элементами беседы

Профессионализмы — слова, употребление которых свойственно людям определённых профессий, занятий. В словарях ш слова имеют помету спец. — специальное. Речь идёт не только о терминах — словах, точно обозначающих понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, но и о принятии в этой области словах, употребляемых при неформальном.

Некоторые профессионализмы — официальные термины за­ключают в себе переносное, метафорическое значение: зуб шестерни, плечо рычага, колено трубы.

Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Обсуждение.)

Активное использование профессионализмов характерно для и юн научного стиля. Встречаются они в текстах официально-итого стиля (например, в инструкциях). В текстах художественного стиля профессионализмы служат для речевой характеристики героев, для более точного описания производственных.

  1. Работа по учебнику

Чтение определения и теоретического материала (с. 60, 62).

Упр. 111 коллективное выполнение. Прочитайте задание.

Знали ли вы раньше о профессиональных значениях существительных ковш и башмак? Уточним эти значения с по­мощью толкового словаря.

Как выглядят предметы, обозначенные профессиональными словами ковш и башмак? Почему они получили такие названия?

  1. Закрепление изученного материала
  2. 1. Работа по учебнику
  3. Упр. 112 — работа в группах с последующей проверкой (каждая группа записывает слова, относящиеся к одному из четыре персонажей).
  4. Упр. 113 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, работа с толковым словарём, самостоятельное выполнение письменного задания.

Комментарии

Военная специальность тракториста — моряк. Об этом говор следующие слова: тральщик, море, эскадры, волны. Лемех — чаем плуга, подрезающая пласт земли снизу.

  1. Упр. 115 устное выполнение.

Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 22 — работа в группах.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 59, 60, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Занимательная лингвистика

Интересно ли вам узнать, какова история слова солдат!

Материал для учителя

Слово солдат заимствовано из немецкого языка в XVII в., но время правления первого царя из рода Романовых, Михаила Фёдоровича, который учредил солдатские полки по европейскому образцу. А в немецкий язык это слово попало из итальянского. Первоначально солдатами называли воинов-наёмников, появившихся в XV в. в Италии. Soldato буквально “получающий жалованье”; soldo — монета.

Слово сольдо встречается в “Приключениях Буратино” А.Н. Толстого “Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление...”

Попутно давайте узнаем происхождение ещё одного профессионального, “военного” слова — прапорщик. Это слово происходит от славянского корня -прапор-, что значит “знамя”. Первоначально прапорщики” назывались знаменосцы. В русской армии с начала XVIII в. это был равный современному младшему лейтенанту.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 114 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение.)

  1. Подведение итогов урока

Объясните, почему профессионализмы так называются.

В каких стилях речи используются профессионализмы?

— Как найти профессионализмы в толковых словарях?

Домашнее задание

Учебник: § 23, упр. 116.

Опережающее задание: выяснить у родителей, родственни­ков слова, характерные для их профессий, уточнить значе­ние этих слов по словарю.

Индивидуальное задание (опережающее): выяснить зна­чение выражений, обозначающих народные праздники: на Егория, в Кузьминки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]