Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Профессионализмы - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с понятием профессионализмы; развивав навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Планируемые результаты: знание понятия профессионализмы умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитически Деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Задание 16 из рабочей тетради — чтение слов, подобранных учащимися.
Обсуждение заданий по материалам периодической печати, выяснение значения необщеупотребительных слов.
III. Самоопределение к деятельности
На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных и необщеупотребительных словах, среди которых упоминали профессионализмы.
— Что же это за группа слов? Каковы особенности этой группы?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать об особенностях профессионализмов, научиться распознавать такие слова и объяснять их значение.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
Профессионализмы — слова, употребление которых свойственно людям определённых профессий, занятий. В словарях ш слова имеют помету спец. — специальное. Речь идёт не только о терминах — словах, точно обозначающих понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, но и о принятии в этой области словах, употребляемых при неформальном.
Некоторые профессионализмы — официальные термины заключают в себе переносное, метафорическое значение: зуб шестерни, плечо рычага, колено трубы.
Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Обсуждение.)
Активное использование профессионализмов характерно для и юн научного стиля. Встречаются они в текстах официально-итого стиля (например, в инструкциях). В текстах художественного стиля профессионализмы служат для речевой характеристики героев, для более точного описания производственных.
- Работа по учебнику
Чтение определения и теоретического материала (с. 60, 62).
Упр. 111 — коллективное выполнение. Прочитайте задание.
— Знали ли вы раньше о профессиональных значениях существительных ковш и башмак? Уточним эти значения с помощью толкового словаря.
— Как выглядят предметы, обозначенные профессиональными словами ковш и башмак? Почему они получили такие названия?
- Закрепление изученного материала
- 1. Работа по учебнику
- Упр. 112 — работа в группах с последующей проверкой (каждая группа записывает слова, относящиеся к одному из четыре персонажей).
- Упр. 113 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, работа с толковым словарём, самостоятельное выполнение письменного задания.
Комментарии
Военная специальность тракториста — моряк. Об этом говор следующие слова: тральщик, море, эскадры, волны. Лемех — чаем плуга, подрезающая пласт земли снизу.
- Упр. 115 — устное выполнение.
Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 22 — работа в группах.)
Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 59, 60, подчеркните орфограммы.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Занимательная лингвистика
— Интересно ли вам узнать, какова история слова солдат!
Материал для учителя
Слово солдат заимствовано из немецкого языка в XVII в., но время правления первого царя из рода Романовых, Михаила Фёдоровича, который учредил солдатские полки по европейскому образцу. А в немецкий язык это слово попало из итальянского. Первоначально солдатами называли воинов-наёмников, появившихся в XV в. в Италии. Soldato буквально “получающий жалованье”; soldo — монета.
Слово сольдо встречается в “Приключениях Буратино” А.Н. Толстого “Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление...”
Попутно давайте узнаем происхождение ещё одного профессионального, “военного” слова — прапорщик. Это слово происходит от славянского корня -прапор-, что значит “знамя”. Первоначально прапорщики” назывались знаменосцы. В русской армии с начала XVIII в. это был равный современному младшему лейтенанту.
- Работа по учебнику
(Упр. 114 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение.)
- Подведение итогов урока
— Объясните, почему профессионализмы так называются.
— В каких стилях речи используются профессионализмы?
— Как найти профессионализмы в толковых словарях?
Домашнее задание
Учебник: § 23, упр. 116.
Опережающее задание: выяснить у родителей, родственников слова, характерные для их профессий, уточнить значение этих слов по словарю.
Индивидуальное задание (опережающее): выяснить значение выражений, обозначающих народные праздники: на Егория, в Кузьминки.