Словари - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Словари - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать умение работать с разными типами лексиче­ских словарей, навыки публичных выступлений; прививать ин­терес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: умения пользоваться разными ти­нами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 135 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.
  4. Сообщения о значении историзмов.

III. Самоопределение к деятельности

— Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных лексических групп? (Словари.)

— Какие лексические словари вам известны, какими из ниц вы пользуетесь?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научиться пользоваться ими.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Словари — настольные книги каждого образованного чело­века. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые -предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одно язычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д.

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Пе­тра I.

В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и вы­пускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: “Школьный толковый словарь русского языка” М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); “Школьный словарь антонимов русского языка” М.Р. Львова (1985); “Школьный сло­варь иностранных слов” под ред. В.В. Иванова (1983); “Школьный грамматико-орфографический словарь” Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985).

В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые разме­щаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности сво­бодно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).

  1. Сообщения учащихся о словарях

Примерный план характеристики словаря

  1. Краткие библиографические сведения.
  2. Цели и задачи словаря.
  3. Как построен словарь.
  4. Структура словарной статьи (как определяются понятия, киков иллюстративный материал, какие пометы используются и т. д.); примеры.
  5. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопроса.

Упр. 138 - самостоятельное выполнение с последующей Проверкой.

  1. Подведение итогов урока

— Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?

— С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?

— Для чего нужны словари?

— С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со слова­рями?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 20-28, подготовиться к семинару (см. опережающие задания), упр. 139.

Рабочая тетрадь: разобраться в схеме “Словарный состав языка” (с. 11).






Для любых предложений по сайту: [email protected]