Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Устаревшие слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: знание понятий устаревшие слова, историзмы, архаизмы; умения различать историзмы и архаизмы, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 132 — объяснение значения слов, чтение предложений, составленных учащимися.)
III. Самоопределение к деятельности
— Почему в языке появляются новые слова? (Потому что развиваются наука и техника, меняется представление о мире, появляются новые предметы.)
Но ведь происходит и обратный процесс: какие-то вещи и понятия постепенно устаревают, уходят из нашей жизни. Что из этого следует? (Что в языке существуют также устаревшие слова.)
— Каковы особенности этой группы слов?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с группой устаревших слов, узнать их особенности, сферу употребления.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
За что мы любим сказки? Не только за их занимательность, волшебные приключения, превращения, чудеса, но и за то, что они открывают нам мир старины, рассказывают о том, что было давным-давно. Нам интересно, как люди жили, во что одевались, какими предметами пользовались — ведь не только скатертями-самобранками и коврами-самолётами.
Но все ли слова, относящиеся к быту старины, мы понимаем? Конечно, в этом нам помогают иллюстрации, картины. А ещё могут помочь словари.
Что такое, например, светец? А что такое харатья? Если первое слово явно связано с понятием свет, то о значении второго мы вряд ли догадаемся сами. Заглянем в толковый словарь учебника.
Светец — подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Харатья — вываренный и выскобленный кусок бараньей, козьей или телячьей кожи прямоугольной формы, на котором писали в Древней Руси особыми чернилами.
Обратим внимание на то, что толкования обоих слов сопровождены пометами устар., т. е. устаревшее.
Почему мы не понимаем значения этих и подобных слов без помощи словаря? (Потому что исчезли предметы, которые обозначались этими словами.)
Что такое око? Что такое длань?
Первое слово нам часто встречалось в поэтической речи во множественном числе: очи — глаза. А длань — это рука, ладошка.
Ни очи (глаза), ни длани (руки) не исчезли из нашей жизни. Почему же нам вновь пришлось обращаться к словарю? Эти и подобные им слова со временем были вытеснены синонимами, возможно более точными и удобными. Жизнь меняется, меняются и слова, отражающие жизнь.
— А теперь рассмотрим картинки в учебнике, а затем узнаем, как называются группы устаревших слов, примеры которых мы разбирали.
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала и определения (с. 74-75).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 133 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
Комментарии
Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), кольчуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бармица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава и т. д.
Дополнительный вопрос
— Как вы считаете, эти слова являются историзмами или архаизмами? Обоснуйте своё мнение. (Это историзмы, так как предметы доспехов и вооружения древнерусского воина давно ушли из употребления и сохранились только в музеях.)
- Упр. 134 - обсуждение вопросов в группах (каждая группа ищет в словаре значение одного из трёх приведённых слов), самостоятельное выполнение письменного задания.
- Упр. 136 — устное выполнение, работа со словарями.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 17 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Подведение итогов урока
— Что такое историзмы? Приведите примеры. (Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, кольчуга, крепостной, князь.)
— Что такое архаизмы? Приведите примеры. (Устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики: сей — этот, уста - губы, чело — лоб, выя — шея, зело — очень, вежды — веки, зерцало — зеркало.)
— Есть ли синонимы у историзмов? (Нет, среди устаревших слов синонимы в современном русском языке есть только у архаизмов.)
— Как не перепутать названия видов устаревших слов? (Поможет однокоренное слово: историзмы — это те понятия, которые ушли в историю; они уже не вернутся, по крайней мере, в том значении, которое когда-то имели.)
Домашнее задание
Учебник: § 27, 28, упр. 135.
Индивидуальные задания: узнать о значении историзмов (на выбор: одежда, воинское снаряжение, предметы быта и т. д.), которые встретились в учебнике истории или в исторических книгах; узнать о происхождении слова харатья.
Работа в группах: подготовить сообщения о словарях синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологических, толковых, диалектных, о “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля.