Морфемика и словообразование - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Морфемика и словообразование - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить и обобщить ранее изученное по морфемам и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова; показать роль однокоренных слов как средства связи предложений в тексте; дать понятие о паронимах.

Планируемые результаты: умения различать однокоренные слова и формы слова, различать паронимы по значению, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ диктанта и тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 32 из рабочей тетради — чтение и обсуждение сокра­щённых текстов, объяснение значения фразеологизма бабье лето.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Составьте слова.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в сло­ве подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.)

Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.)

— Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала? (Знание морфемного состава слов.)

— Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по теме “Морфемика и словообразование”.)

  1. Работа по теме урока
  2. Беседа

— Что такое морфемика?

— Что она изучает?

— Что такое морфема?

— Из каких частей состоит слово?

— Какие части слова входят в основу?

— Какие слова называются однокоренными?

— Как образуются формы слова?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значе­ние. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значе­ние, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окон­чания.)

  1. Работа по учебнику
  2. Чтение определений, обсуждение задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 88).
  3. Упр. 156 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопросов и заданий, письмо по памяти.
  4. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 157 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой: вариант 1 выписывает однокоренные слова, вариант 2 — формы одного и того же слова.
  2. Упр. 158 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

VII. Подведение итогов урока

— Как связаны морфемика и словообразование?

— Что называется морфемой?

— Все ли слова имеют окончания?

— В чём особенность нулевых окончаний?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 31, упр. 159.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 159 — проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Упр. 160 — обсуждение вопросов.)

— Как называются корни, одинаковые по написанию, но paзные по значению? (Омонимичные.)

— Есть ли среди слов упражнения слова, близкие по звучанию, но разные по значению? (Водяной, водянистый.)

— В чём разница в значении этих слов? (Водяной - относящийся к воде. Водянистый — содержащий излишек воды, бесцветный, слабоокрашенный.)

  1. Слово учителя

Знаете ли вы, что такое водные знаки? Наверное, кто-то увлекается гороскопами и может сказать, что водные знаки — это те, которые относят к стихии воды: Рак, Скорпион и Рыбы.

А что такое водяные знаки? Может быть, вам приходилось держать в руках необычные конверты или особую почтовую марку. С виду бумага как бумага, но если посмотреть на свет, то моя но увидеть буквы, или знаки, или фигуры. Такие знаки на бумаге — признак принадлежности какому-то человеку, организации По водяным знакам можно определить, кто её выпустил, кии она принадлежит. Водяные знаки есть на денежных купюрах и защищает их от подделки.

Слова водный и водяной очень похожи по звучанию, они од­нокоренные. Но значение у них разное, в этом мы только что убедились. Такие слова называются паронимами. Слово пароним греческого происхождения (пара — возле, онома — имя).

  1. Практическое задание

(Работа в группах.)

— Определите, взаимозаменяемы ли (одинаковы ли по зна­чению) слова: 1) цветной и цветочный; 2) корни и коренья; 3) прорвать и прервать. Составьте с ними словосочетания. Уточните значение слов по толковому словарю.

Варианты словосочетаний: цветной карандаш, цветочный гор­шок; корни слов, корни растений, коренья петрушки; прорвать трубу, прервать разговор.

— Сделайте вывод. (Эти слова — паронимы.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 161 — коллективное выполнение с комментированием.
  4. Упр. 162 — чтение текста, обсуждение, соревнование (кто больше напишет слов с корнем -уч- за определённое время).

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Корень-корешок”, “Большая се­мьи маленького корня”.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 34 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

Комментарии

Слова, в которых есть приставки: приложить, навык, рассказать, потребовать, забег.

  1. V. Подведение итогов урока

— Назовите слова, имеющие, с вашей точки зрения, богатые родственные связи (т. е. много однокоренных слов). Обос­нуйте вашу точку зрения.

— Какие слова называются паронимами?

Домашнее задание

Учебник: § 31, упр. 163.






Для любых предложений по сайту: [email protected]