Описание помещения - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Описание помещения - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; понимать роль интерьера в жизни человека, в произведениях литературы; развивать навыки анализа текста, владения описаниями речи (описание, рассуждение), наблюдательность.

Планируемые результаты: понимание значения термина ин­терьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях ис­кусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 163 - выбор заглавия текста (“Забытое родство”), про­верка задания по цепочке.)

Дополнительное задание

Найдите в тексте признаки научного стиля. (Объяснение фактов, логичность изложения, доказательность, употреб­ление профессионализмов (терминов).)

III. Самоопределение к деятельности

Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих однокласс­ников и учителя?

Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся?

Встречались ли вам описания помещений в литературе?

Как называется внутренняя часть здания, пространство по­мещения и его убранство?

Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на урока (Уточнить значение слова интерьер, научиться описывать интерьер.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений, теоретического материала (с. 92).)

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово интерьер, поставьте ударение. Запомните, как оно произносится.

Декоративные детали на иллюстрации В.М. Васнецова (танец Василисы Премудрой) подчёркивают народность образов, кра­соту, волшебность сказки Составьте предложение с этим словом.

  1. Беседа

В каких произведениях литературы, живописи вы встречав описание, изображение интерьера? (Например, в рассказе И. С. Тургенева “Муму”; на иллюстрации В.М. Васнецова к народной сказке “Царевна-лягушка”.)

Что интерьер может рассказать о героях произведения (Интерьер может рассказать о привычках героев, их характер и роде занятий.)

Например, интерьер каморки Герасима имеет важное значение для понимания его характера. Внутренне убранство.

Итак, интерьер — важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 164 — выразительное чтение текста, обсуждение, фонетический, морфемный и морфологический разбор слов.

Комментарии

Основная мысль текста: Герасим — недюжинный человек. Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище. Такому богатырю отвели всего-навсего каморку над кухней. Теснота поме­щения контрастирует с ростом и силой героя. Напротив, все детали незамысловатого интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима. Прежде всего, это кровать из дубовых досок (дуб — мо­гучее и крепкое дерево), “истинно богатырская кровать”. Тургенев с помощью гиперболы (“сто пудов можно было положить на неё — но погнулась бы”) делает этот образ ещё выразительнее. Кстати, 1 пуд - 16 кг, значит, 100 пудов - 1600 кг, более полутора тонн. Эпитеты, характеризующие другие детали обстановки, не менее выразительны: дюжий сундук, столик... крепкого свойства, ... прочный и приземистый. Интерьер говорит не только об практичности Герасима, но и о его самостоятельности, привычке надеяться на себя и делать всё самому.

  1. Упр. 165 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Комментарии

Интерьер Дома-музея В.М. Васнецова отражает его вкусы, интересы, пристрастия. Художник был поклонником русской старины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, предметах мебели, декоративных элементах.

  1. Упр. 166 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Сияние осени”, “Свет осенних дней”.

Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— Что такое интерьер?

— Из какого языка пришло к нам слово интерьер!

— Какие типы интерьера вам известны?

— Назовите элементы интерьера. (Стены, перекрытия, де­коративные элементы, мебель, люстры, предметы быта и т. д.)

— Что может рассказать интерьер о хозяевах дома, помеще­ния, о его обитателях?

— Какое значение имеет.






Для любых предложений по сайту: [email protected]