Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Практикум по словообразованию - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять умение определять способы образовании слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.
Планируемые результаты: умения определять способы образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 176 — построение словообразовательного гнезда на доске)
III. Актуализация знаний
— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?
Сон, сонный, сны.
Бумага, бумаге, бумагой.
Заяц, зайчиха, зайчонок.
Скрепка, крепить, крепим.
- Работа по учебнику
- Упр. 173 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 174 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Комментарии
Слова, образованные приставочным способом: расположить, вытереть, вырастить, бесчувственный, безветренный.
Слова, образованные суффиксальным способом: росточек, речник, преподаватель.
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: наездник, узаконить, оживить.
Слова с чередованием звуков: расположить, росточек, вытереть, наездник, вырастить, бесчувственный, безветренный, речник.
- Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 35, 36 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
Дополнительное задание
— Постройте словообразовательную цепочку для слова исполнительность. (Исполнительность ← исполнительный ← исполнитель ← исполнить ← полный.)
- Подведение итогов урока
— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.
— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?
— Почему словообразовательный разбор часто трудно сделать без этимологического словаря?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 33, изучить § 34.
Рабочая тетрадь: задание 40.