Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Этимология слов - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать представление об этимологии и этимологическом смысле слов; познакомить с этимологическими словарями; воспитывать навыки монологической речи, работы со словарями, прививать интерес к изучению истории языка.
Планируемые результаты: знание понятия этимология; уметь ориентироваться в этимологических словарях, объяснять языковые явления, работать в группах; владение навыками монологи речи; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Задание 40 из рабочей тетради — обсуждение.)
III. Актуализация знаний
— В каком ряду есть только формы слова?
Телефон, телефонный, телефоном.
Весенний, весеннему, весеннего.
Конь, коней, конница.
Плавать, поплавать, плыть.
- Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 34 (реализация домашнего задания).)
— Какую тему вы начали самостоятельно изучать дома?
— Что такое этимология?
— Каково происхождение слова этимология?
— Как строится словарная статья этимологического словаря?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с происхождением некоторых слов, научиться пользоваться этимологическими словарями.)
(Кроме этимологических словарей, например “Школьного этимологического словаря русского языка” Н.М. Шанской и Т.А. Бобровой, можно рекомендовать ученикам “Морфемно- орфографический словарь” А.Н. Тихонова. Можно пользоваться этимологическими словарями в Интернете.)
- Работа по теме урока
В этимологические словари интересно заглядывать прост так, чтобы узнать, как появилось то или иное слово. Это увлеки тельное занятие, которое может расширить наши знания о мире, о самых обычных, привычных для нас вещах.
Многие слова пытаются скрыть своё происхождение, спрятаться под маской. Вот слово забор. Часть слова за- похожи на приставку. Если за- отбросить, то можно решить, что слово заборобразовано от бор (лес) или от глагола забирать. Но не все так просто. Обратимся за помощью к этимологическим словарям забор, искон. Производное от исчезнувшего забороть - zaboril, суф. образования от borti - бороть. См. забрало, бороться, брит, Исходное значение — то, что защищает.
Получается, мы не всегда можем определить происхождение даже исконно русских слов. Оказывается, это слово родственно таким словам, как бороться, брань. Но это очень дальнее родство. В современном русском языке приставка не выделяется, слово состоит из одного корня (и нулевого окончания).
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 178 - коллективное выполнение, работа со словарями.)
Комментарии
завязывать кольцо
дворняжка ижица
настольный ловить
опилки корова
девятнадцать булава
подберёзовик
Кольцо — исконно русское слово. Это уменьшительно-ласкательное образование от старославянского корня коло, что означает “круг, колесо”. Кольцо буквально “кружок”. Так же образовано, например, существительное озерцо.
Ижица — заимствовано из старославянского. Это название последней, 42-й буквы кириллического алфавита. Ижица обозначала звук [и] в некоторых словах греческого происхождения, исключена из азбуки реформой 1917-1918 гг. Начертание этой буквы напоминает дугу, ярмо, иго (деревянный хомут, с помощью которого запрягали животных в плуг или повозку). Образовано суффиксальным способом от основы иго. “От аза до ижицы” означает “от А до Я”, “с начала до конца”; прописать ижицу — высечь, наказать, сделать строгое внушение: ижица напоминала пучок розог.
Ловить — общеславянское слово, суффиксальное производное тловъ (охота, добыча), того же корня, что немецкое lohn (награда), греческое leia (добыча) и т. д. Ловить — искать добычу.
Корова — общеславянское слово, суффиксальное производное от той же основы, что и латинское соrva, греческое keraos, немецкое horn, что в этих языках означает “рог”. Существительное корова родственно латинскому corva (лань), древнепрусскому kurwis (пол, серна). Корова буквально “рогатая”.
Булава — от древнерусского слова була (шишка), похожие сломи есть в польском и чешском языках; восходит к латинскому bulla (шарик). Булава — короткий жезл с шарообразной головкой.
VII. Подведение итогов
— Что изучает этимология?
— О чём могут рассказать этимологические словари?
Домашнее задание
Учебник: § 34, упр. 177, 179 (индивидуально).
Ход урока 2
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 177 — обсуждение плана текста, пересказ по плану (по ролям).)
III. Работа по теме урока
- Сообщения о происхождении слов
(По заданиям упр. 179.)
Слово работа заимствовано из старославянского языка. Оно ведёт начало от общеславянского orbota, производного от оrbo - рабъ. Сравним: точное соответствие есть в немецком языке — arbeit. Слово работа первоначально означало “тяжёлый, подневольный труд, рабство”. В современном русском языке корень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется.
Слово привередливый исконно русское. Оно образовалось с помощью приставки от слова вередливый, что означает “неженка, слабый”. В свою очередь, слово вередливый образовано с помощью суффикса от веред — боль, болячка, рана, которое сохранилось в диалектах. Исходное значение слова привередливый — слишком чувствительный к боли.
Слово обворожить исконно русское. Оно образовалось с помощью приставки от глагола ворожить, что означает “колдовать”. А ворожить, в свою очередь, образовано с помощью суффикса от ворог — колдун. Исходное значение слова обворожить — околдовать. Современное значение, возможно, копирует смысл французского слова charmer — восхищать, пленять, обвораживать.
- Работа со словарями
(Работа в группах. Учащиеся по своему желанию выбирают слова, о происхождении которых им интересно узнать, находят соответствующие статьи в этимологических словарях. Учитель помогает разобраться в содержании статей.)
- Подведение итогов урока
— С какими этимологическими словарями вам работать легче?
— Как знания по истории, знание иностранных языков помогают понять происхождение слов?
— Об истории каких слов вам хотелось бы узнать?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 31, 33, 34.
Рабочая тетрадь: задание 37.
Подготовиться к контрольному уроку по теме “Морфемика и словообразование”.