Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбора слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися.
- Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронтальная проверка, фонетический разбор на доске.
Комментарии
Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.
Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].
Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.
Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.
III. Самоопределение к деятельности
— Как называются части слова?
— Какое общее название имеют части слова?
— Что такое орфограмма?
— Как обнаруживать орфограммы в словах?
— В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
— Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 16).)
Дополнительные вопросы
Как отличить форму слова от однокоренного слова?
Как вы понимаете слова: “Орфограммы являются точками применения правил”?
Найдите такие “точки” в словах упр. 19 (кроме тех, которые выписали дома). (Дача, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)
В каких частях слова вы обнаружили “точки” применения правил?
- Морфемный разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфемный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вариант 2 — (на) перепутьях.)
- Работа по учебнику
- Упр. 23 — устное выполнение.
- Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Морфема |
Буква |
|||
ё |
о |
е |
и |
|
Корень |
шёрстка, щёлкать, шёлковый, жёлудь, щёлка, чётный, жёсткий, пчёлка, шёпот, щётка, жёлтый, чёрный, чёрточка |
шов, крыжовник, шорох |
цилиндр, акация, цирк, цифра, демонстрация, циклон, цитрусовый |
|
Окончание |
стережёт |
в чужом краю, врачом, отцом, свечой, в большом здании |
на свежем воздухе, товарищем, полотенцем |
- Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам.
Комментарии
Основная мысль текста “Мещёра” заключена в словах “Любовь к родной земле не забудется”.
Варианты заглавия текста И. Бунина: “Осеннее утро”, “Холодное солнце осени”.
Дополнительный вопрос
- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину природы? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и тишину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в солнечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.)
Комментарии
Изменяемые слова, основа которых состоит из:
а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голубых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;
б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) тополиной;
в) приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется.
- Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)
- Лингвистическая задача
— Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
Переправа, переводчик, перина, периодический. (Переводчик. Окончание нулевое.)
- Подведение итогов урока
— Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?
— Назовите известные вам орфограммы в приставках.
— Почему важно изучать морфемику?
Домашнее задание
Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).
Подготовиться к тестовой работе по темам “Фонетика”, “Морфемика”.