Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися.
  4. Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронтальная проверка, фонетический разбор на доске.

Комментарии

Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.

Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].

Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.

Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.

III. Самоопределение к деятельности

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Как обнаруживать орфограммы в словах?

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад­лежности слова к той или иной части речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 16).)

Дополнительные вопросы

Как отличить форму слова от однокоренного слова?

Как вы понимаете слова: “Орфограммы являются точками применения правил”?

Найдите такие “точки” в словах упр. 19 (кроме тех, кото­рые выписали дома). (Дача, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)

В каких частях слова вы обнаружили “точки” применения правил?

  1. Морфемный разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфем­ный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вари­ант 2 — (на) перепутьях.)

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 23 — устное выполнение.
  3. Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  4. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Морфема

Буква

ё

о

е

и

Корень

шёрстка, щёлкать, шёлковый, жёлудь, щёлка, чётный, жёсткий, пчёлка, шёпот, щётка, жёлтый, чёрный, чёрточка

шов, крыжовник, шорох


цилиндр, акация, цирк, цифра, демонстрация, циклон, цитрусовый

Окончание

стережёт

в чужом краю, врачом, отцом, свечой, в большом здании

на свежем воздухе, товарищем, полотенцем


  1. Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам.

Комментарии

Основная мысль текста “Мещёра” заключена в словах “Лю­бовь к родной земле не забудется”.

Варианты заглавия текста И. Бунина: “Осеннее утро”, “Хо­лодное солнце осени”.

Дополнительный вопрос

- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину при­роды? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и ти­шину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в сол­нечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Изменяемые слова, основа которых состоит из:

а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голу­бых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;

б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) тополиной;

в) приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)

  1. Лингвистическая задача

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Переправа, переводчик, перина, периодический. (Переводчик. Окон­чание нулевое.)

  1. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?

— Назовите известные вам орфограммы в приставках.

— Почему важно изучать морфемику?

Домашнее задание

Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по темам “Фонетика”, “Морфемика”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]