Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.
Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
— Что такое звук?
— Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?
— Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
— Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)
Дополнительные вопросы
— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)
— Назовите все буквы русского алфавита.
(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)
— Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)
— Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)
— Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)
— Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)
- Фонетический разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)
Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)
Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)
- Работа по учебнику
- Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 15).
- Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
- Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения
- Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.
— Запишите слова в алфавитном порядке.
- Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
- Закрепление изученного материала
- Фонетический анализ слов
— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.
- Работа по учебнику
(Упр. 22 — комментированное письмо.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 1 - самостоятельное выполнение.)
- Загадка-шутка
— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)
- Подведение итогов урока
— Как связаны фонетика и орфография?
— Что изучает орфоэпия?
— Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?
Домашнее задание
- Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
- Рабочая тетрадь: задание 5.