Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III. Самоопределение к деятельности

— Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  1. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  1. Работа по учебнику
  2. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  3. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  4. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  5. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

  1. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  1. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  1. Подведение итогов урока

— Как связаны фонетика и орфография?

— Что изучает орфоэпия?

— Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

Домашнее задание

  1. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  2. Рабочая тетрадь: задание 5.





Для любых предложений по сайту: [email protected]