Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Буквы а и о в корне-зар- — -зор- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне –зар- — -зор-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и ов корне –зар- — -зор-; умения распознавать слова с корнем –зар- — -зор- и применять правило их написания; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 191 — обсуждение вопроса и заданий.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Заря, зорька, озарить.
— Что вы заметили? (В этих словах происходит чередован” гласных в корне.)
— Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с корнем –зар- — -зор-, познакомиться с правилом написания этих слов.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 108), формулирование правила: в корне с чередованием –зор- — -зар- в безударном положении пишется буква а (исключение: зарево).
- Упр. 192 — комментированное письмо, обсуждение вопросов.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 193 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, комментированное письмо.
Комментарии
Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её природе.
- Упр. 194 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
- Упр. 195 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.
- Подведение итогов урока
— Проверяются ли ударением слова с корнем –зар- — -зор-?
(Нет, но их правописание зависит от ударения.)
— Что общего в правилах правописания корней –гар- — -гор- и –зар- — -зор-? (Гласные зависят от ударения.)
Домашнее задание
Учебник: § 38, упр. 196.