Гласные в приставках пре- и при- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Гласные в приставках пре- и при- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора букв е и и в пристав­ках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, ор­фографическую и орфоэпическую грамотность.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 200 — проверка по цепочке.)

  1. Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Утренняя заря, лёгкое прикосновение, растения разрослись, откидной воротничок, собираться в поездку, разыграть партию в шах­маты, загорать под тентом, касается темы искусства, приложить старания, длинная коса, имя прилагательное, выращивать рассаду, отблеск зарницы, замереть от восторга, сверхискусная работа, предыдущая страница.

  1. Самоопределение к деятельности

— Назовите приставку в словах прикосновение, приложить, прилагательное. Прочитайте слова. Преграда, предобрый, прехорошенький. Назовите приставку в этих словах.

— Сравните, как произносится приставка в словах прикос­новение, приложить, прилагательное и в словах преграда, предобрый, прехорошенький. Что вы можете сказать? (Они произносятся одинаково.)

— Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с при­ставками пре- и при- в безударном положении можно допу­стить ошибку.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уро­ке? (Научиться распознавать слова с приставками пре-и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих при­ставках.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений”, чтение правила (с. 111, 112).

Упр. 201, 202 - чтение стихотворений, объяснение орфо­грамм.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 203 — комментированное письмо.

Комментарии

В упражнении нет примеров на значение приставки пре-, близкое к приставке пере-: превзойти, превозмогать, прекращать.

  1. Упр. 204 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Глаголы движения, показывающие, что человек движется с трудом: приползти, приковылять, притащиться. Приставочным способом образован глагол притащиться, приставочно-суффиксальным — прилагательные придорожный, приморский.

  1. Упр. 206 — обсуждение вопросов, морфологический разбор слова лечь на доске и в тетрадях.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 112.

— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударения.

— Составьте словосочетания с этими словами.

— Запишите в орфографический словарик глаголы, дани в рамках на с. 113, 114, подчеркните орфограммы.

— Составьте предложения с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

— От каких условий зависит выбор букв е и и в приставках пре- и при-?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 40 (с. 111, 112), упр. 205, 207.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Комментарии

Антоним к глаголу придвинуть — отодвинуть. Обратим вни­мание на полногласный вариант приставки ото-.

Дополнительный вопрос

— По какому принципу глаголы, данные в упражнении, раз­делены на две группы? (Приставка в глаголах первой группы имеет общее значение близости, в глаголах второй группы — значение неполноты действия.)

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 208 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов, определение значения приставок пре- и при- в словах.

Комментарии

Название стихотворения А. Барто (“Копейкин”) подчёркивает черту героя — мелочную расчётливость.

Значение приставок глаголов: пришёл, придумал — доведение действия до конца; существительного приставки — присоедине­ние. Значение приставки существительного прибавки определить безсловаря трудно.

  1. Чтение теоретического материала (с. 115, 116).
  2. Слово учителя

Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки при- или пре- прозрачно. Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в слове присутствие значение приставки ясно.

Попробуйте прояснить его. (Обсуждение.)

Для прояснения мы можем воспользоваться антонимом: отдаление (в слове присутствие приставка означает приближение, но антоним — удаление).

Бывает и так: приставка прирастает к корню и становится его частью, тогда состав слова упрощается. К таким относятся, например, существительные привет, приятель, прилагательные прилежный, прелестный и др. Иногда известен древний состав слова и определить значение приставок (или бывших приставок) с помощью этимологического словаря, а порой это значение остаётся неразгаданным.

(Иногда с приставками пре- и при- бывают омофоничными (звуковыми). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл: приходящая няня преходящие ценности, приступить к работе преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чувствах, придел храма предел возможностей, придать новую форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 209, 210 - обсуждение вопросов, комментированное письмо.)

  1. Распределительный диктант

— Запишите слова в два столбика: с приставкой пре-, с при­ставкой при-.

Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, притворяться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожить, преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятельский, придорожный, привнести, пресмыкающееся.

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 115—118, подчеркните орфограммы.

— Составьте словосочетания со словами великолепный, теле грамма, состязание, подражать, поражение.

  1. Подведение итогов урока

- Расскажите о чередовании гласных в приставках пре- и при

Домашнее задание

  1. Учебник: § 40 (с. 115, 116), упр. 214 (подготовиться к диктанту).
  2. Рабочая тетрадь: задание 44. Учебник: § 40.

Рабочая тетрадь: задания 45, 46.






Для любых предложений по сайту: [email protected]