Сложносокращённые слова - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Сложносокращённые слова - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращённых слов; развивать навыки морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание способов образования сложносокращённых слов; умение определять род сложносо­кращённых слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 217 — проверка по цепочке.)

Комментарии

Примеры слов с данными корнями: самовар, скороварка, востоковед, тепловоз, бензовоз, нефтепровод, овощевод, рудокоп, землекоп, птицелов, мухоловка, водомерка, водомёт, пулемёт, снегоход, вездеход.

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 42 (реализация домашнего задания).)

— Какую тему вы начали изучать дома?

— Какие слова называют сложносокращёнными?

— Какими способами могут образовываться сложносокращён­ные слова?

— Как определить род сложносокращённого слова?

— Приведите примеры сложносокращённых слов.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Углубить знания о сложносокращённых словах, упражняться в определении способа образования и рода сложносокращённых слов, научиться употреблять сложносокращённые слова в речи.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращённых словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то что первые части слов одинаковы (см. начало § 42).

Предупредим частые ошибки в сложносокращённых словах с этой же первой частью: завбазой — заведующий (чем?) базой (незавбазы!), завкафедрой — заведующий (чем?) кафедрой (не зав-кафедры!) и т. д.

Общим в значении сложносокращённых слов является их официальность. Обычно они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а потому понятные. Расшифровка сложносокращённых слов порой довольно громоздка, и потому язык приспособился к таким кратким вариантам.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 218, 219 - устное выполнение.)

Комментарии

Слово универсам образовано от частей слов универсальный магазин самообслуживания. Взято готовое сокращение первых двух слов: универмаг, к нему прибавлена первая часть сложного сломи самообслуживания.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 220 — устное выполнение.

Комментарии

Слова ООН, ГАБТ, АЭС, СМИ образованы начальными звуками; ВВС — начальными буквами: [вэвээс]. Заметим, что начальными звуками обычно образованы слова, имеющие гласные.

Дополнительные задания

— Определите род данных сложносокращённых слов. Со ставьте с ними предложения. (Слова ООН, АЭС женского рода, ГАБТ — мужского; у слов СМИ, ВВС род не определяет­ся, так как эти слова имеют форму только множественного числа.)

  1. Упр. 221 — коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Сложносокращённые слова, образованные несколькими зву­ками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Гос­банк, спецназ.

Сложносокращённые слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХА Г, ТЮЗ, ГЭС, вуз.

Сложносокращённые слова, образованные начальными бук­вами каждого слова: НТВ, РФ.

  1. Упр. 222 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 121, 123, подчеркните орфограммы.

— Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— Почему слова, о которых мы сегодня говорили, называются сложносокращёнными?

— Что общего в значении сложносокращённых слов?

— Какие сложносокращённые слова вы знаете? Расшифруйте их.

Домашнее задание

Учебник: § 42, упр. 223, 224 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]