Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Сложносокращённые слова - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращённых слов; развивать навыки морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание способов образования сложносокращённых слов; умение определять род сложносокращённых слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 217 — проверка по цепочке.)
Комментарии
Примеры слов с данными корнями: самовар, скороварка, востоковед, тепловоз, бензовоз, нефтепровод, овощевод, рудокоп, землекоп, птицелов, мухоловка, водомерка, водомёт, пулемёт, снегоход, вездеход.
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 42 (реализация домашнего задания).)
— Какую тему вы начали изучать дома?
— Какие слова называют сложносокращёнными?
— Какими способами могут образовываться сложносокращённые слова?
— Как определить род сложносокращённого слова?
— Приведите примеры сложносокращённых слов.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Углубить знания о сложносокращённых словах, упражняться в определении способа образования и рода сложносокращённых слов, научиться употреблять сложносокращённые слова в речи.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращённых словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то что первые части слов одинаковы (см. начало § 42).
Предупредим частые ошибки в сложносокращённых словах с этой же первой частью: завбазой — заведующий (чем?) базой (незавбазы!), завкафедрой — заведующий (чем?) кафедрой (не зав-кафедры!) и т. д.
Общим в значении сложносокращённых слов является их официальность. Обычно они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а потому понятные. Расшифровка сложносокращённых слов порой довольно громоздка, и потому язык приспособился к таким кратким вариантам.
- Работа по учебнику
(Упр. 218, 219 - устное выполнение.)
Комментарии
Слово универсам образовано от частей слов универсальный магазин самообслуживания. Взято готовое сокращение первых двух слов: универмаг, к нему прибавлена первая часть сложного сломи самообслуживания.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 220 — устное выполнение.
Комментарии
Слова ООН, ГАБТ, АЭС, СМИ образованы начальными звуками; ВВС — начальными буквами: [вэвээс]. Заметим, что начальными звуками обычно образованы слова, имеющие гласные.
Дополнительные задания
— Определите род данных сложносокращённых слов. Со ставьте с ними предложения. (Слова ООН, АЭС женского рода, ГАБТ — мужского; у слов СМИ, ВВС род не определяется, так как эти слова имеют форму только множественного числа.)
- Упр. 221 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Сложносокращённые слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.
Сложносокращённые слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХА Г, ТЮЗ, ГЭС, вуз.
Сложносокращённые слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ.
- Упр. 222 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 121, 123, подчеркните орфограммы.
— Составьте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Почему слова, о которых мы сегодня говорили, называются сложносокращёнными?
— Что общего в значении сложносокращённых слов?
— Какие сложносокращённые слова вы знаете? Расшифруйте их.
Домашнее задание
Учебник: § 42, упр. 223, 224 (подготовиться к диктанту).