Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской Утро - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи; прививать интерес к произведениям живописи.
Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведения живописи, Объяснять языковые явления.
Ход уроков
- I. Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Упр. 223 — обсуждение вопросов, составление схемы сложною предложения (3) на доске.
Комментарии
Сложные слова: медпункт, КП, миномётчиков, комдив, комбат. Все слова, кроме миномётчиков, сложносокращённые: медпункт — медицинский пункт, КП — командный пункт, комдив -командир дивизии, комбат — командир батареи.
Сложное существительное миномётчик образовано от сложного существительного миномёт суффиксальным способом с помощью суффикса -чик-, а оно, в свою очередь, образовано от основ слов мина и метать. Словообразовательная цепочка: миномётчик ← миномёт ← мина, метать.
- Упр. 224 — подготовленный диктант. (Предварительно следует обсудить вопрос и пояснить значение слова эстамп — оттиск, отпечаток, снимок с гравюры, выполненной художником или мастером-гравёром.)
III. Работа по теме уроков
- Беседа по картине
(В основе — вопросы упр. 225.)
Дополнительные вопросы
— Каковы ваши первые впечатления от картины?
— Что изображено на фрагментах картины?
— Как вы думаете, почему именно эти фрагменты выделены''
— Какие цвета использует художник?
— Какое настроение создаёт картина?
- Составление плана описания картины
Примерный план
- Введение. Почему картина называется “Утро”?
- Описание картины:
а) как изображена героиня;
б) каково значение интерьера.
- Заключение. Какое настроение создаёт картина?
- Подготовка к написанию сочинения
— Каковы этапы работы над описанием произведения живописи.
— Что необходимо учитывать при работе над планом сочинения. (Устные рассказы по картине.)
- Написание сочинения (урок 68)
Материал для учителя
Картина называется “Утро” не только потому, что в названии указано время дня. У слова утро есть ещё несколько смыслов. Судя по яркому свету, льющемуся из окон, по распахнутому настежь балкону, по растущим на балконе растениям, на картине изображена весна — утро. Героиня картины — девочка-подросток, а детство — это утро жизни
Девочка в центре картины. Она хрупкая, худенькая, стройная, вся устремлённая вверх. Она занимается утренней гимнастикой. На фрагменте картины можно увидеть, как сосредоточенно и одухотворённо её лицо, как гармонирует её фигурка с удлинёнными линиями и светлыми красками картины. Мы видим часть просторной, пронизанной солнцем комнаты с балконом и окном, обрамлёнными вьющимися растениями. В простенке — кашпо и декоративная тарелка с природным орнаментом. Слева — ещё не убранная постель: девочка, едва проснувшись, делает гимнастику. На переднем плане круглый стол, покрытый льняной скатертью с длинной бахромой. На столе глиняный кувшин, хлебная тарелка, прикрытая салфеткой, чашка. На стуле аккуратно сложена одежда. Комната производит впечатление опрятности, чистоты, свежести.
Художник пользуется светлыми, солнечными красками: охристо-жёлтой, молочно-белой, голубоватой, светло-зелёной. Рамы окна и балкона, полосы на скатерти, тени на чистом паркетном полу задают бодрый ритм.
Картина создаёт весеннее, приподнятое настроение, заряжает жизнерадостностью и оптимизмом.
- Подведение итогов уроков
— Какие ключевые слова помогли описать картину?
Домашнее задание
Учебник: самостоятельно изучить § 43.