Сочинение по картине Т. Н. Яблонской Утро - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Сочинение по картине Т. Н. Яблонской Утро - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи; прививать интерес к произведениям живописи.

Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведения живописи, Объяснять языковые явления.

Ход уроков

  1. I. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 223 — обсуждение вопросов, составление схемы слож­ною предложения (3) на доске.

Комментарии

Сложные слова: медпункт, КП, миномётчиков, комдив, ком­бат. Все слова, кроме миномётчиков, сложносокращённые: мед­пункт — медицинский пункт, КП — командный пункт, комдив -командир дивизии, комбат — командир батареи.

Сложное существительное миномётчик образовано от сложно­го существительного миномёт суффиксальным способом с помо­щью суффикса -чик-, а оно, в свою очередь, образовано от основ слов мина и метать. Словообразовательная цепочка: миномёт­чик ← миномёт ← мина, метать.

  1. Упр. 224 — подготовленный диктант. (Предварительно следует обсудить вопрос и пояснить значение слова эстамп — оттиск, отпечаток, снимок с гравюры, выпол­ненной художником или мастером-гравёром.)

III. Работа по теме уроков

  1. Беседа по картине

(В основе — вопросы упр. 225.)

Дополнительные вопросы

— Каковы ваши первые впечатления от картины?

— Что изображено на фрагментах картины?

— Как вы думаете, почему именно эти фрагменты выделены''

— Какие цвета использует художник?

— Какое настроение создаёт картина?

  1. Составление плана описания картины

Примерный план

  1. Введение. Почему картина называется “Утро”?
  2. Описание картины:

а) как изображена героиня;

б) каково значение интерьера.

  1. Заключение. Какое настроение создаёт картина?
  2. Подготовка к написанию сочинения

— Каковы этапы работы над описанием произведения живописи.

— Что необходимо учитывать при работе над планом сочинения. (Устные рассказы по картине.)

  1. Написание сочинения (урок 68)

Материал для учителя

Картина называется “Утро” не только потому, что в названии указано время дня. У слова утро есть ещё несколько смыслов. Судя по яркому свету, льющемуся из окон, по распахнутому настежь балкону, по растущим на балконе растениям, на картине изображена весна — утро. Героиня картины — девочка-подросток, а детство — это утро жизни

Девочка в центре картины. Она хрупкая, худенькая, стройная, вся устремлённая вверх. Она занимается утренней гимнастикой. На фраг­менте картины можно увидеть, как сосредоточенно и одухотворённо её лицо, как гармонирует её фигурка с удлинёнными линиями и светлыми красками картины. Мы видим часть просторной, пронизанной солнцем комнаты с бал­коном и окном, обрамлёнными вьющимися растениями. В простенке — кашпо и декоративная тарелка с природным орнаментом. Слева — ещё не убранная постель: девочка, едва проснувшись, делает гимнастику. На переднем плане круглый стол, покрытый льняной скатертью с длин­ной бахромой. На столе глиняный кувшин, хлебная тарелка, прикрытая салфеткой, чашка. На стуле аккуратно сложена одежда. Комната произ­водит впечатление опрятности, чистоты, свежести.

Художник пользуется светлыми, солнечными красками: охристо-жёлтой, молочно-белой, голубоватой, светло-зелёной. Рамы окна и бал­кона, полосы на скатерти, тени на чистом паркетном полу задают бодрый ритм.

Картина создаёт весеннее, приподнятое настроение, заряжает жиз­нерадостностью и оптимизмом.

  1. Подведение итогов уроков

— Какие ключевые слова помогли описать картину?

Домашнее задание

Учебник: самостоятельно изучить § 43.






Для любых предложений по сайту: [email protected]