Русские имена - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Русские имена - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать исследовательские навыки; прививать инте­рес к русскому языку.

Планируемые результаты: владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяс­нять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение о разносклоняемых существительных.
  4. Упр. 262 — обсуждение планов словарной статьи словаря русских личных имён.

III. Работа по теме урока

  1. Слово учителя с элементами беседы

Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с Нами по жизни с самого рождения, а иногда выбираются ро­дителями ещё до рождения ребёнка. Имя — это не просто набор звуков. Каждое имя имеет значение: иногда - явное (Вера, Наде­ла, Любовь), чаше — скрытое. Каждое имя имеет историю. Часто ребёнка называют в чью-то честь: отца или дедушки, а то и в честь какого-то знаменитого человека.

— Есть ли среди вас те, кого назвали в чью-то честь, память? Есть так называемая мода на имена, когда, например, в одном классе можно встретить несколько человек с одинаковыми именами.

— А как у вас в классе?

От некоторых красивых имён отказываются и не называют ими детей, потому что какой-то человек, носивший это имя, опо­зорил его. Например, германское имя Адольф переводится как “благородный волк”, но, помня о Гитлере, принёсшем людям ог­ромное зло, вряд ли кто-то так назовёт своего ребёнка.

Если забраться в глубины истории, можно узнать, что хам — это не только грубый, наглый и невоспитанный человек, гото­вый на подлости. На языке дворян слово хам означало человека, принадлежащего к низшим классам и лишённого потому всякого человеческого достоинства. Но оказывается, изначально Хам -имя библейского персонажа. Это один из сыновей Ноя, который спасся во время Всемирного потопа на ковчеге. После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он напился вина и лежал пьяным в непристойном виде. Таким его случайно увидел Хам и стал насмехаться над отцом, за что потом был им проклят. Постепенно собственное имя Хам стало нарица­тельным, означающим непочтительного, не уважающего других людей, невоспитанного человека.

Никому из нас не хотелось бы сталкиваться с хамами и тем более не хочется самому быть хамом.

Но вернёмся в наше время. Важно обращаться с именами бе­режно и быть точным, особенно это необходимо при составлении документов или текстов, которые требуют однозначности.

Это особенно относится к именам, имеющим варианты па-писания: Даниил, Данил и Данила; Наталия и Наталья; София и София. В документах необходимо писать эти имена в полним соответствии со свидетельством о рождении, с паспортом, иначе документы будут считаться недействительными. Порой незначительный, казалось бы, огрех, чья-то невнимательность приводи! к неприятностям и потере драгоценного времени.

Интересно узнать, что означают ваши имена и каково их про­исхождение. В этом могут помочь специальные словари имён.

  1. Сообщения учащихся

(Реализация опережающего задания.)

Материал для учителя

Большинство имён в современном русском языке заимствованные, в основном греческого и латинского происхождения. Исконно русских, славянских имён не так уж много: Вера, Надежда, Любовь, Людмила, Светлана, Богдан, Владимир, Святослав, Ярослав и некоторые другие.

Греческие имена: Андрей — храбрый, Георгий (Юрий, Егор) — хле­бопашец, Александр — защитник, Никита — победитель, Василий — цар­ственный, Евгений — благородный, Ирина — мир, Екатерина - чистая, Зоя — жизнь, Татьяна — устроительница, учредительница.

Латинские имена: Виктор — победитель, Валентин, Валерий — здо­ровый, сильный, Виталий — жизненный, Константин — постоянный, Максим — большой, Наталия — родная, природная, Павел — маленький, младший, Марина — морская.

  1. Подведение итогов урока

— Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имён одноклассников?

— Узнайте о значении имён ваших близких и расскажите им об этом.

Домашнее задание

Учебник: § 45, 46, упр. 264 (подготовиться к свободному диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 50.






Для любых предложений по сайту: [email protected]