Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Русские имена - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать исследовательские навыки; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Сообщение о разносклоняемых существительных.
- Упр. 262 — обсуждение планов словарной статьи словаря русских личных имён.
III. Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с Нами по жизни с самого рождения, а иногда выбираются родителями ещё до рождения ребёнка. Имя — это не просто набор звуков. Каждое имя имеет значение: иногда - явное (Вера, Надела, Любовь), чаше — скрытое. Каждое имя имеет историю. Часто ребёнка называют в чью-то честь: отца или дедушки, а то и в честь какого-то знаменитого человека.
— Есть ли среди вас те, кого назвали в чью-то честь, память? Есть так называемая мода на имена, когда, например, в одном классе можно встретить несколько человек с одинаковыми именами.
— А как у вас в классе?
От некоторых красивых имён отказываются и не называют ими детей, потому что какой-то человек, носивший это имя, опозорил его. Например, германское имя Адольф переводится как “благородный волк”, но, помня о Гитлере, принёсшем людям огромное зло, вряд ли кто-то так назовёт своего ребёнка.
Если забраться в глубины истории, можно узнать, что хам — это не только грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости. На языке дворян слово хам означало человека, принадлежащего к низшим классам и лишённого потому всякого человеческого достоинства. Но оказывается, изначально Хам -имя библейского персонажа. Это один из сыновей Ноя, который спасся во время Всемирного потопа на ковчеге. После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он напился вина и лежал пьяным в непристойном виде. Таким его случайно увидел Хам и стал насмехаться над отцом, за что потом был им проклят. Постепенно собственное имя Хам стало нарицательным, означающим непочтительного, не уважающего других людей, невоспитанного человека.
Никому из нас не хотелось бы сталкиваться с хамами и тем более не хочется самому быть хамом.
Но вернёмся в наше время. Важно обращаться с именами бережно и быть точным, особенно это необходимо при составлении документов или текстов, которые требуют однозначности.
Это особенно относится к именам, имеющим варианты па-писания: Даниил, Данил и Данила; Наталия и Наталья; София и София. В документах необходимо писать эти имена в полним соответствии со свидетельством о рождении, с паспортом, иначе документы будут считаться недействительными. Порой незначительный, казалось бы, огрех, чья-то невнимательность приводи! к неприятностям и потере драгоценного времени.
Интересно узнать, что означают ваши имена и каково их происхождение. В этом могут помочь специальные словари имён.
- Сообщения учащихся
(Реализация опережающего задания.)
Материал для учителя
Большинство имён в современном русском языке заимствованные, в основном греческого и латинского происхождения. Исконно русских, славянских имён не так уж много: Вера, Надежда, Любовь, Людмила, Светлана, Богдан, Владимир, Святослав, Ярослав и некоторые другие.
Греческие имена: Андрей — храбрый, Георгий (Юрий, Егор) — хлебопашец, Александр — защитник, Никита — победитель, Василий — царственный, Евгений — благородный, Ирина — мир, Екатерина - чистая, Зоя — жизнь, Татьяна — устроительница, учредительница.
Латинские имена: Виктор — победитель, Валентин, Валерий — здоровый, сильный, Виталий — жизненный, Константин — постоянный, Максим — большой, Наталия — родная, природная, Павел — маленький, младший, Марина — морская.
- Подведение итогов урока
— Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имён одноклассников?
— Узнайте о значении имён ваших близких и расскажите им об этом.
Домашнее задание
Учебник: § 45, 46, упр. 264 (подготовиться к свободному диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 50.