Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; показать закономерность чередования гласных с нулём звука.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; владение навыками мор­фемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; раз­витие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Задание 56 из рабочей тетради — взаимопроверка.

Упр. 298 — подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

(Запись предложений под диктовку.)

Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.

— Из какого произведения эти строки? Кто его автор? (“Же­лезная дорога”, Н.А. Некрасов.)

— Объясните значение слова подрядчик.

— Объясните орфограммы в словах.

— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфоло­гический разбор слова по линии, фонетический разбор слова праздник.

  1. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает фрагмент сказки С. Маршака “Ключик и за­мочек”.)

Каждый вечер говорил ключик своему приятелю замочку:

Жалко мне тебя, замочек! Всегда ты на двери висишь, в тёмном коридоре, и ничего на свете не видишь. То ли дело я! Где только я не по­бывал, чего только не повидал! И в университете я был, и в Доме культу­ры был, и на вокзале, и на базаре, а один раз даже в милиции пришлось побывать.

Верно ты говоришь, — отвечает ключику замочек. — Я всё дома тор­чу, а ты по городу гуляешь.

(После чтения учитель открывает текст на доске/экране и предлагает понаблюдать над формами слов ключик и замочек.)

— От чего зависит выбор буквы е или и в суффиксах -ек и -ик имён существительных? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Познакомиться с условиями выбора гласных в суффиксах -ек и -ик имён существительных, научиться правильно писать такие существительные.)

  1. Работа по теме урока
  2. Вывод правила

Разберите слова ключик и замочек по составу. Сравните суф­фиксы этих слов.

Разберите по составу другие формы этих слов. Что вы за­метили? (При изменении слова ключик гласный в суффиксе сохраняется, а при изменении слова замочек исчезает.)

Сделайте вывод. (Если при изменении слова гласный в суф­фиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает — букву и.)

Проверьте, правильный ли вывод вы сделали. Прочитайте правило на с. 156 учебника.

  1. Слово учителя

В глубокой древности в нашем языке были, кроме привычных нам, и другие звуки: наряду с полными о и е были краткие. При изменении слова полные звуки оставались, а краткие выпадали. Сравним: конь — коня, лес — леса, в этих словах всегда были пол­ные звуки (они при склонении не выпадают); отец — отца, пла­ток — платка (бывшие краткие звуки выпадают при склонении).

Именно это явление мы наблюдаем до сих пор. Другими сло­вами, выпадать могут только буквы о и е. Если гласный при скло­нении исчез, значит, это о или е (бывший краткий): сон — сна, конец — конца, замочек — замочка. Но: ротик — ротика, мальчик — мальчика, ученик — ученика (и не выпадает, так как не было такого краткого звука).

Это правило запоминать не нужно, оно приведено лишь для объяснения явления.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 299 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

Комментарии

Словообразовательная цепочка для слова пузырёчек: пузырь → пузырёк → пузырёчек.

  1. Упр. 300 — чтение текста по цепочке с заменой существительных однокоренными словами, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания с последующей проверкой, морфологический разбор на доске.

Комментарии

Стиль текста — художественный.

Слова, связывающие первое и второе предложения: четыре стула — на одном из них, на другом.

Слова, связывающие первое и третье предложения: стол — на столе.

  1. Занимательная лингвистика

— Оказывается, слова, которые нас сегодня особенно интере­совали, встречаются в детских старинных закличках. Слы­шали ли вы их? Какие заклички вы знаете?

Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей! Вырастут цветочки, Зелёные листочки! Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань С ключиком, с замочком, С аленьким цветочком!

VII. Подведение итогов урока

— Что помогает при выборе суффиксов -ек и -ик в именах существительных?

Домашнее задание

Учебник: § 53, упр. 301.






Для любых предложений по сайту: [email protected]