Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; показать разнообразие значений суффиксов; развивать наблюдательность, умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 301 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

(Запись предложения под диктовку.)

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

— Выделите суффиксы существительных, объясните орфо­граммы.

— Сделайте синтаксический разбор предложения.

  1. Самоопределение к деятельности

— Какую букву вы написали в суффиксе слова горошек! Почему?

— Прочитайте предложение.

Жили-были кот, дрозд да петуш..к — золотой гребеш..к.

— Какая буква пропущена в словах? (Буква о.)

— Сравните слова горошек, петушок и гребешок. Чем они по­хожи, чем отличаются? (Корень каждого из этих слов окан­чивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется е, а в суффиксе слов петушок, гребешоко.)

— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных после ши­пящих? (От ударения.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно выбирать гласные о или е после шипя­щих в суффиксах существительных.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение правила (с. 157).
  2. Упр. 302 — комментированное письмо, обсуждение значений суффиксов.
  3. Закрепление изученного материала
  4. Работа по учебнику

(Упр. 303 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

Комментарии

Антонимы: новая — старая, верная — неверная, праздничная — будничная, ветхая — новая, крепкая.

  1. Практическое задание

— Составьте и запишите словосочетания с существительны­ми, в суффиксах которых после шипящих пишется о или е.

(Можно провести соревнование по группам (по четыре чело­века) — кто больше вспомнит и запишет словосочетаний.)

VII. Подведение итогов урока

— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в суффик­сах имён существительных?

Домашнее задание

Учебник: § 54, упр. 304.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 304 — взаимопроверка.)

III. Работа по теме урока

  1. Практическое задание

— Спишите предложения. Объясните орфограммы.

1) Старич..к-борович..к помог Никите найти Марью Моревну. 2) Волшебница бросила чудесный порош..к в огонь, и пламя вспыхну­ло с новой силой. 3) Крепость Ореш..к была возведена новгородцами в XIV веке на небольшом острове в Ладожском озере, где берёт своё на­чало Нева. 4) Конкурс “Русский медвеж..нок — языкознание для всех” — младший брат популярного международного математического конкурса “Кенгуру — математика для всех”. 5) Сидевший возле окна попутч..к на­чал клевать носом.

Комментарии

В последнем предложении есть подвох. Некоторые могут рас­суждать так: ударение не падает на суффикс, значит, после шипящего пишем е.

Правильный ход рассуждения: ударение не падает на суффикс, попробуем просклонять: попутч..к - попутч..ца. Гласный не выпадает, значит, это и.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 306 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  3. Упр. 305 — чтение, обсуждение значений суффиксов, самостоятельное выполнение письменных заданий.
  4. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 59 — самостоятельное выполнение.)

  1. Подведение итогов урока

— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в оконча­ниях имён существительных? (См. орфограмму № 18, из­ученную в 5 классе.)

— Можно ли объединить это правило и правило, которое мы изучили только что? (Да: после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён существительных под ударением пишет­ся о, без ударения — е.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 52—54, упр. 307 (подготовиться к дик­танту).

Рабочая тетрадь: задание 57.

Подготовиться к тестовой работе по теме “Правописание суффиксов имён существительных”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]