Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Повторение изученного в 5 классе - Урок 2 - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Имя прилагательное”; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; показать роль прилагательных в поэтической речи; учить определять главную мысль текста, выделять в тексте микротемы; развивать орфографические навыки, навыки синтаксического разбора, описания произведений живописи.
Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени прилагательного; умения определять падежи прилагательных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 60 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
- Самоопределение к деятельности
— Выпишите из текста, с которым вы работали дома, имена существительные с зависимыми словами. (В далёкие времена, в маленькой деревушке, о младшем братце, студёную водичку, тонконогий оленёночек.)
— Определите морфологическую принадлежность зависимых слов. (Имена прилагательные.)
— Какую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное об имени прилагательном.)
- Работа по теме урока
- Беседа
— Что такое имя прилагательное как часть речи?
— Каковы морфологические признаки прилагательных?
— С какой частью речи согласуются прилагательные?
— Какую роль играют прилагательные в предложении?
— Каковы особенности кратких имён прилагательных?
- Работа по учебнику
(Чтение правила (ч. 2, с. 4).)
- Объяснительный диктант
— Запишите слова, обозначьте орфограммы. Укажите пары слов, не являющиеся словосочетаниями.
Поздний сеанс, богатырь могуч, лучшего друга, опасное путешествие, честное слово, устная речь, серьёзный взгляд, о широкой реке, большого знатока, известный хоккеист, куцым хвостом, местные новости, счастливый билет, баскетбольный матч, чудесная погода, взгляд колюч, хорошего почерка.
Комментарии
Не являются словосочетаниями пары слов: богатырь могуч, взгляд колюч — это грамматические основы.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 318 — выразительное чтение текста, коллективное выполнение задания на доске и в тетрадях.
Упр. 319 — работа с репродукцией Е.В. Сыромятниковой “Первые зрители” (см. цветную вклейку учебника, в том числе фрагменты картины), самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.
Упр. 320 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Второй абзац начинается с третьего предложения: “Сегодня наибольшую тревогу...” Последнее предложение составляет третий абзац: “Кто сохранит потомкам...”
Основная мысль первого абзаца заключена в предложении “Красивый пейзаж вызывает радостное чувство...”, второго абзаца - в предложении “Красота нашей земли хрупка и уязвима”, третьего абзаца — в риторическом вопросе последнего предложения.
- Словарная работа
— Прочитайте слова, данные в рамке на с. 5. Назовите орфограммы в словах, объясните их написание.
— Составьте словосочетания с этими словами.
— Найдите синоним этих слов в тексте упр. 320. (Бескрайний.)
VII. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?
— Какие прилагательные могут выступать в роли сказуемых? (И полные, и краткие.)
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 55, упр. 321.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Связный рассказ об имени прилагательном.
- Упр. 321 — рассказ о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных с примерами.
III. Работа по теме урока
— Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова “Тучи” (см. учебник литературы В.Я. Коровиной, ч. 2).
— Попробуйте исключить прилагательные из поэтического текста. Сделайте вывод о роли прилагательных-эпитетов.
— Назовите устаревшие формы прилагательных в творительном падеже. (Лазурною, жемчужною.)
— Сделайте устный синтаксический разбор первой строфы, назовите орфограммы в словах этой строфы.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 322 — чтение текста по цепочке, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Упр. 323 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 324 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.
- Занимательная лингвистика
(Игра “Кто больше?”.)
— Назовите существительные, которые склоняются так же, как прилагательные. (Столовая, гостиная, мостовая, учёный, жаркое, насекомое, парикмахерская, млекопитающее, кладовая, учительская.)
- Подведение итогов урока
— Ставится ли мягкий знак в кратких прилагательных после шипящих?
— Для чего нужны имена прилагательные?
Домашнее задание
Учебник: § 55, упр. 325.