Повторение изученного в 5 классе - Урок 2 - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Повторение изученного в 5 классе - Урок 2 - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Имя прилагательное”; обратить внимание на орфограммы, харак­терные для прилагательных; показать роль прилагательных в поэтической речи; учить определять главную мысль текста, выделять в тексте микротемы; развивать орфографические на­выки, навыки синтаксического разбора, описания произведе­ний живописи.

Планируемые результаты: знание морфологических призна­ков имени прилагательного; умения определять падежи прилага­тельных, применять изученные орфографические правила, объ­яснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 60 из рабочей тетради — взаимопроверка.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Выпишите из текста, с которым вы работали дома, имена существительные с зависимыми словами. (В далёкие вре­мена, в маленькой деревушке, о младшем братце, студёную водичку, тонконогий оленёночек.)

— Определите морфологическую принадлежность зависимых слов. (Имена прилагательные.)

— Какую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие за­дачи поставим перед собой? (Повторить изученное об имени прилагательном.)

  1. Работа по теме урока
  2. Беседа

— Что такое имя прилагательное как часть речи?

— Каковы морфологические признаки прилагательных?

— С какой частью речи согласуются прилагательные?

— Какую роль играют прилагательные в предложении?

— Каковы особенности кратких имён прилагательных?

  1. Работа по учебнику

(Чтение правила (ч. 2, с. 4).)

  1. Объяснительный диктант

— Запишите слова, обозначьте орфограммы. Укажите пары слов, не являющиеся словосочетаниями.

Поздний сеанс, богатырь могуч, лучшего друга, опасное путешест­вие, честное слово, устная речь, серьёзный взгляд, о широкой реке, боль­шого знатока, известный хоккеист, куцым хвостом, местные новости, счастливый билет, баскетбольный матч, чудесная погода, взгляд колюч, хорошего почерка.

Комментарии

Не являются словосочетаниями пары слов: богатырь могуч, взгляд колюч — это грамматические основы.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 318 — выразительное чтение текста, коллективное вы­полнение задания на доске и в тетрадях.

Упр. 319 — работа с репродукцией Е.В. Сыромятниковой “Первые зрители” (см. цветную вклейку учебника, в том числе фрагменты картины), самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.

Упр. 320 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Второй абзац начинается с третьего предложения: “Сегодня наибольшую тревогу...” Последнее предложение составляет тре­тий абзац: “Кто сохранит потомкам...”

Основная мысль первого абзаца заключена в предложении “Красивый пейзаж вызывает радостное чувство...”, второго аб­заца - в предложении “Красота нашей земли хрупка и уязвима”, третьего абзаца — в риторическом вопросе последнего предло­жения.

  1. Словарная работа

— Прочитайте слова, данные в рамке на с. 5. Назовите орфо­граммы в словах, объясните их написание.

— Составьте словосочетания с этими словами.

— Найдите синоним этих слов в тексте упр. 320. (Бескрайний.)

VII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

— Какие прилагательные могут выступать в роли сказуемых? (И полные, и краткие.)

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 55, упр. 321.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Связный рассказ об имени прилагательном.
  4. Упр. 321 — рассказ о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных с примерами.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова “Тучи” (см. учебник литературы В.Я. Коровиной, ч. 2).

— Попробуйте исключить прилагательные из поэтического текста. Сделайте вывод о роли прилагательных-эпитетов.

— Назовите устаревшие формы прилагательных в творитель­ном падеже. (Лазурною, жемчужною.)

— Сделайте устный синтаксический разбор первой строфы, назовите орфограммы в словах этой строфы.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 322 — чтение текста по цепочке, обсуждение, самостоя­тельное выполнение письменных заданий.

Упр. 323 — коллективное выполнение на доске и в те­традях.

Упр. 324 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.

  1. Занимательная лингвистика

(Игра “Кто больше?”.)

— Назовите существительные, которые склоняются так же, как прилагательные. (Столовая, гостиная, мостовая, учё­ный, жаркое, насекомое, парикмахерская, млекопитающее, кладовая, учительская.)

  1. Подведение итогов урока

— Ставится ли мягкий знак в кратких прилагательных после шипящих?

— Для чего нужны имена прилагательные?

Домашнее задание

Учебник: § 55, упр. 325.






Для любых предложений по сайту: [email protected]