Описание природы - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Описание природы - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: развивать умения распознавать текст-описание, опре­делять основную мысль текста, членить его на части, создавать текст-описание.

Планируемые результаты: умения определять тему и основ­ную мысль текста, создавать тексты-описания, выявлять языко­вые и композиционные особенности текста.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 325 — чтение примеров, объяснение орфограмм.)

III. Работа по теме урока

  1. Беседа

— Какой тип речи называется описанием? Что характерно для этого типа речи? (Описание — это изображение какого-либо предмета, лица, явления действительности путём перечис­ления и раскрытия его основных признаков.)

— Что включают в себя описания портрета, интерьера, пейза­жа? (Примерный ответ. Описание портрета включает опи­сание лица, улыбки, цвета волос, глаз, указание возраста, роста, осанки, походки. Описание помещения (интерье­ра) — размера помещения, оформления стен, особенностей мебели, окон, деталей и др. При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо, море, погода, особенности местности и т. д.)

Общее для всех видов описания — одновременность прояв­ления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

  1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных на­блюдений (с. 8).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 326 — выразительное чтение текста, обсуждение, сло­весное рисование, самостоятельное выполнение письменных заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Краски январского леса”, “Зимнее великолепие”.

Текст можно разделить на три абзаца: первый — первые три предложения, второй начинается со слов “Над глубокими, свежи­ми снегами...”, третий — со слов “Солнце ещё за лесом...”.

  1. Упр. 327 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

Комментарии

Основная мысль описания — одухотворение природы, удив­ление её способностью превращать обыденное, невзрачное в не­обыкновенное, красивое, чудесное.

Стиль текста — художественный.

  1. Упр. 328 — выразительное чтение текста, самостоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Сумерки в декабрьском лесу”, “Люди и звери в зимнем лесу”.

Второй абзац текста начинается словами “Мы поспешили домой...”.

Последние два предложения связаны с помощью местоиме­ний: зайцы — им, наш — нам.

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово физиономия, подчеркните орфограммы.

Выясните его значение по толковому словарю.

Составьте предложение с этим словом.

  1. V. Подведение итогов урока

— На что нужно обратить внимание при описании природы?

Домашнее задание

Учебник: упр. 329 (подготовиться к сочинению-описанию).

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. Работа по теме урока
  3. Устные сочинения-описания

(По упр. 329.)

  1. Написание сочинения

III. Подведение итогов урока

— Назовите особенности текста-описания.

Домашнее задание

Подготовить близкий к тексту пересказ описаний природы з произведений А.С. Пушкина “Дубровский”, И.С. Тургенева “Бежин луг”, М.М. Пришвина “Кладовая солнца” (по выбору).






Для любых предложений по сайту: [email protected]