Имя числительное как часть речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Имя числительное как часть речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных; показать син­таксическую роль числительного; учить отличать числительные от других частей речи.

Планируемые результаты: знание морфологических призна­ков имени числительного; умения определять падеж числитель­ных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к анали­тической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Чтение пословиц и поговорок, включающих краткие прила­гательные.)

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним ещё некоторые пословицы, поговорки, загадки. Запишите их.

1) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) 2) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.) 3) Лук семь недугов лечит. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Третий лишний. 6) Первый блин комом. 7) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

— Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминания о числах.)

— Подчеркните эти слова.

— Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? (Обозна­чают количество или порядок при счёте. Большинство из них отвечают на вопрос сколько?, слова третий и первый — на во­прос какой? или который?)

— К какой части речи относятся эти слова? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой частью речи, обозначающей коли­чество или порядок при счёте.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Речь идёт об особой части речи — имени числительном.

Мы уже выяснили: числительные могут отвечать на разные вопросы. На вопрос сколько? отвечают количественные числи­тельные, на вопрос какой? или который? — порядковые. Количе­ственные и порядковые числительные - основные разряды этой части речи.

— Посмотрите на записанные предложения. Что можно ска­зать об изменении числительных? (Числительные склоня­ются — изменяются по падежам.)

А теперь попробуем определить синтаксическую роль имён числительных.

В первом и втором предложениях количественные числитель­ные в сочетании с существительными являются подлежащими: четыре братца, два кольца, два конца. В третьем и четвёртом пред­ложениях количественные числительные в сочетании с сущест­вительными - дополнения: лук лечит (что?) семь недугов; не имей (чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей. В пятом предложении порядковое числительное третий является подлежащим. В ше­стом предложении порядковое числительное является опреде­лением: блин (какой? который?) первый. И наконец, в седьмом предложении количественные числительные в сочетании с су­ществительными - это дополнения: погонишься (за кем?) за двумя зайцами, не поймаешь (кого?) ни одного.

  1. Работа по учебнику

(Обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений, чтение теоретического материала и правила (с. 42—45).)

  1. Практическое задание

— Найдите в ряду слов числительные, обоснуйте своё мнение. Назовите остальные части речи.

Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной.

Комментарии

Числительные: третий, второй, два, восемь, девятнадцать. Числительные отвечают на вопросы сколько?, какой?, который?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи — только словами.

Тройник, четвёрка, пятница, пятидневка — существительные; раздваиваться — глагол; шестилетний, двойной — прилагательные.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 394 — устное выполнение.

Комментарии

Художник хотел проиллюстрировать однокоренные слова: трое, троица, трёхмачтовый, трёхпалубный, тройка (два значе­ния: оценка, упряжка лошадей).

  1. Упр. 395 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Упр. 396 — чтение по цепочке.
  3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 82 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово эвкалипт, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

— Что такое имя числительное?

На какие вопросы отвечают имена числительные?

На какие два основных разряда они делятся?

Как изменяются имена числительные?

Какова синтаксическая роль числительных?

Домашнее задание

Учебник: §67, упр. 397.

Рабочая тетрадь: задание 81.






Для любых предложений по сайту: [email protected]