Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Простые и составные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять знания об имени числительном; показать различия между простыми и составными числительными; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.
Планируемые результаты: умения различать простые и составные числительные, правильно выбирать и произносить формы числительных при склонении, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Задание 81 - чтение предложений и примеров.
Упр. 397 - обсуждение вопросов, чтение расписок.
III. Актуализация знаний
Выборочный диктант
— Выпишите имена числительные в два столбика: количественные, порядковые.
1) Кто сегодня получит пятёрку? 2) Двоек нам не надо. 3) Пять да пять - десять. 4) Лена сидит на второй парте у окна. 5) Три да три - будет дырка. 6) Позвони мне между шестью и семью часами. 7) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. 8) Четвёртый день идёт снег. 9) После похода мы съели двойную порцию каши с мясом. 10) Встретимся у седьмого вагона. 11) Почему тебе надо повторять несколько раз? 12) Перед финишем велосипедист нажимал на педали с удвоенной силой. 13) День Победы отмечается девятого мая. 14) Много интересного можно узнать из Интернета.
Комментарии
пять
второй
десять
четвертый
шестью
седьмого
семью девятого
Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много.
Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоимения (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамматическими признаками своих частей речи.
- Самоопределение к деятельности
— Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, четыреста, четыреста сорок четыре.)
— Сколько слов нужно для выражения каждого числа?
— Запишите порядковые числительные, образованные отданных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсотый, четыреста сорок четвёртый.)
— Сколько слов нужно для выражения порядкового номера?
— Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состоять из одного слова, а могут — из двух и более слов.)
— Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные.
По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они состоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четырёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав входят одно сложное числительное (четыреста) и два простых.
- Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 46).
Упр. 398 - коллективное выполнение с комментированием.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 399 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 80 из рабочей тетради - коллективное выполнение с комментированием.)
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 46, 47, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами.
Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числительных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежности их к числительным решается неоднозначно.
VII. Подведение итогов урока
— Как отличить числительные от однокоренных с ними слов других частей речи?
— В чём различие между простыми и составными числительными?
Домашнее задание
Учебник: §68, упр. 400.
Рабочая тетрадь: задание 83.