Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание приставок
Лексическая разминка
- Что означают данные слова? Выберите правильный вариант ответа.
Кредо |
1) точка зрения, мнение; 2) выдержанность, привычка к строгому порядку; 3) правило, принцип. |
Аншлаг |
1) реклама зрелищного мероприятия; 2) повышенный интерес к мероприятию; 3) объявление о том, что все билеты проданы. |
Карт-бланш |
1) карта местности; 2) чистый бланк, уже подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить этот бланк по своему усмотрению; 3) бланк анкеты. |
Составьте с данными словами предложения.
Грамматическая разминка
- Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Внесите исправления и запишите.
1) глубокий отпечаток ____________________________
2) благодаря безнаказанности______________________
3) заработать высокие доходы______________________
4) стремление к деятельности ______________________
5) заплатить дорогую цену_________________________
6) оказать вред __________________________________
7) абонент на концерт_____________________________
8) предостеречь от поспешных решений______________
Орфографический тренинг
Правописание приставок |
Вспоминаем! |
1 • Сколько букв С пишется в следующих словах? Ре(с,сс)урсы, ра(с,сс)чётливый, по(с,сс)орить, пере(с,сс)каз, ра(с,сс)тройство, в ра(с,сс)рочку, ра(с,сс)читать, ра(с,сс)шитый, ра(с,сс)тегнуться, бе(с,сс)чётное, ра(с,сс)тупиться, ра(с,сс)редоточить, ра(с,сс)читывающий. 2 • Сколько букв 3 вы напишете в следующих словах? Ра(з,зз)еваться (от слова зевать), ра(з,зз)иня, ра(з,зз)ява. 3 • Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква С. 1) бе..хозный, чере..чур, ни..вергнуть, ..делать; 2) бе..принципный, не..держанный, во..кликнуть, бе..шумный; 3) бе..численный, бе..жалостный, ра..чистить, не..говорчивый; 4) ра..чёт, ра..тратиться, ра..читывающий. 4 • В какой строке пропущена одна и та же буква? 1) об..значение, пр..дедушка, пр..тотип; 2) раз..скать, без..дейный, пред..юльская (жара); 3) сверх..нтересный, дез..нформировать, с..мпровизировать; 4) вз..мать (налоги), под..тожить, из..мать (из оборота). |
После приставок, оканчивающихся на согласные, И “превращается” в Ы. Этого не происходит в следующих случаях: 1) после приставок меж-, сверх-; 2) после иноязычных приставок (дез-, пост-, контр- и др.); 3) в слове взимать. В приставках на -з/-с пишите с, если далее идёт глухой согласный. NB! Фраза, в которой собраны все глухие согласные: “Стёпка, хочешь щец? — Фи!” |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
Обед в честь Багратиона
(1)Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление.
(2)Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. (3)“Но через несколько времени... были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты”.
(4)Надо сказать, что среди этих причин, найденных московскими “тузами” из Английского клуба, некоторые были справедливы: действительно, войска плохо снабжались продовольствием; действительно, молод и неопытен был царь. (5)Но главной причиной поражения московские болтуны объявили “неспособность” Кутузова и, чтобы подчеркнуть нерасположение к нему, воздавали почести другим героям войны — в особенности Багратиону.
(6)Нет ничего дурного в том, что хлебосольный старый граф, вкладывая свои деньги, изо всех сил старается как можно лучше устроить обед в честь героя войны. (7)Невнятное раздражение возникает, когда читаешь, какие рассказы ходят о каждом из гостей. (8)“Тот спас знамя, тот убил пять французов, тот один заряжал пять пушек. (9)Говорили и про Берга, те, которые не знали его, что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошёл вперёд.
(10)Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер...”
(11)Илья Андреевич Ростов, и младший сын его Петя, жадно слушающий рассказы о войне, и штатский Пьер, и старики из Английского клуба — все они, конечно, свято верят этим рассказам. (12)Но мы-то, знающие, как всё было на самом деле, — мы видим, что война отражается в московских разговорах, как в кривом зеркале: неверно, уродливо. (13)Героем выглядит Берг! (14)Как исказилось бы лицо князя Андрея, если бы он вошёл в заполненные гостями комнаты клуба, услышал этот “стон разговаривавших голосов”, увидел это движение мундиров, фраков и кафтанов, снующих, “как пчёлы на весеннем пролёте...”
(Н. Долинина)
1. Выпишите все словосочетания из предложения 2, укажите тип связи.
2. Из предложений 9-11 выпишите все причастия, укажите разряд и время.
3. Определите часть речи у слов: НЕОПЫТЕН (предложение 4) ________________, СРЕДИ (предложение 4) ________________, ПОБИТЫ (предложение 3) ________________, ВКЛАДЫВАЯ (предложение 6). ________________________________________________
4. В предложениях 11-14 найдите слова, образованные бессуффиксным способом. Выпишите их.
5. Найдите сложные предложения, в одной из частей которых есть односоставная грамматическая основа. Подчеркните эти основы в тексте, укажите их вид. Выпишите номера предложений, в которых вы обнаружили односоставные основы.
6. Сколько частей в предложении 4? Составьте его схему, дайте характеристику.
7. Найдите среди предложений 4-10 сложное(-ые) предложение(-ия) с последовательным подчинением придаточных. Укажите их номера.
8. Объясните отсутствие запятой перед союзом КАК в предложении 6.
9. Как вы думаете, почему “война отражается в московских разговорах, как в кривом зеркале”? Какую проблему, поднятую Л.Н. Толстым в романе “Война и мир”, затрагивает Н. Долинина в данном тексте? Каково ваше отношение к этой проблеме? Напишите сочинение- размышление по предложенным вопросам.