Правописание Ь и Ъ

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Правописание Ь и Ъ

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Пасквиль

2. Прелюдия

3. Пародия

4. Аннотация

A. Краткое изложение книги, статьи.

Б. Сочинение, содержащее грубые, резкие нападки.

B. Искажающее образец подражание, превращающееся в насмешку.

Г. Предвестие чего-либо.

Д. Сборник избранных художественных произведений разных авторов.

Составьте с данными словами словосочетания глагол + существительное.________________­_______________________





Орфоэпическая разминка

- Определите, в каких словах в соответствии с нормами русского литературного языка гласный звук [э] стоит после твёрдого согласного.

Бассейн, бутерброд, крем, процент, свитер, термин, террор, тире, фонетика, шинель.

- В каких словах сочетание ЧН произносится как [шн]? Подчеркните их одной чертой, а двумя чертами — те слова, в которых допустимы оба варианта произношения (таких слов должно быть три).

Конечный пункт, съёмочная группа, конечно, скучный, нарочно, булочная, очёчник, кирпичный, копеечный, скворечник, яичница, Ильинична, коричневый.

Правописание Ь и Ъ

Вспоминаем!

В какой строке во всех словах пишется Ъ?

1

1) в..юнок, с..экономить, раз..ярённый;

2) об..ективный, двух..ярусный, трех..этажный;

3) сверх..ёмкий, дет..ясли, из..ян;

4) ад..ютант, меж..языковой, ин..екция;

5) суб..ект, в..едливый, под..ячий.

2

В какой строке во всех словах нужен Ь?

1) сентябр..ский, наотмаш.., очень колю..;

2) сел..дь, фонар..щик, бар..ер;

3) вос..мью, настеж.., октябр..ский;

4) неб..ющийся, четыр..мя, январ..ский;

5) черепаш..им шагом, фальш.., сыграть туш..

3

Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.

1) отреж..те ровно, соб..ётся, мне нездоровит..ся;

2) вскач.., камен..щик, сплош..;

3) невтерпёж.., это чуш.., много пастбищ..;

4) представ..тесь, девят..сот, невмоч..;

5) р..яный, четыр..мя, не спит..ся.

1. Разделительный ъ пишется после приставок и первой части сложных слов, оканчивающихся на согласную, если далее идут е, ё, ю, я.

В сложносокращённых словах (иняз) Ъ не пишется.

2. См. в словаре иноязычные слова (адъютант).

3. Разделительный ь пишется перед гласными е, ё, ю, я, и в корне, перед суфф., перед оконч.

NB! ь пишется также:

— после шипящих в глаг., сущ. 3-го скл. (ж. р.), в наречиях (искл. уж, замуж у невтерпёж);

— в прилагательных, образованных от названий месяцев (октябрьский). Искл.: январский;

— в притяжательных прилагательных во всех падежных формах, кроме им. п., м. р., ед. ч. (волчья волчьего, но: волчий);

— в середине числительных после 40 (шестьдесят).

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)0тражая реальную жизнь, язык сохранил все её несовпадения, контрасты, все оттенки и грани внутрисемейных, родственных отношений. (2)Мы видим, что существовали и до сих пор существуют в языке короткие и удобные обозначения степеней родства (зять, тесть, свёкор, сноха и др.), но также видим безбрежное море словесной мудрости, язвительности, насмешливости, остроты, рассыпанных в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. (3)Это самый живой контекст, в котором только и обретает свой смысл и свою красоту любое, даже случайно оброненное слово.

(4)Но все ли мы знаем и помним о том, что сберёг нам язык об отцах- матерях и донёс до сегодняшнего времени? (5)Сразу ли вы найдёте, скажем, ответ на вопрос, что такое названая мать или посажёный отец? (6)Думаю, нет нужды спрашивать, кто такой внучатый племянник или троюродный брат, но вот кто такой крестовый брат, сможете сразу сказать?

(7)Помимо прямого — родительского — значения сохранились в языке, да нередко и в современном обиходе, слова “мать” и “отец” в таких сочетаниях.

(8)Крёстный отец, крёстная мать — восприемники новокрещёного, взявшие на себя ответственность перед Богом за воспитание крестника или крестницы.

(9)Названый отец, названая мать — не родные, но избранные в качестве родителей для приёмных детей и воспитанников.

(10)Посажёный отец, посажёная мать — родители, заменяющие на свадьбах родного отца и родную мать молодожёнов.

(11)Известно, что к мачехе в народе относятся, мягко скажем, недоброжелательно, тогда как к отчиму скорее сочувственно. (12)И люди всегда на стороне пасынка или падчерицы, видя в них детей, явно обделённых судьбой. (13)Что же касается крестовых братьев, то это были молодые люди, которые в знак верности друг другу обменивались нательными крестиками и с тех пор считались побратимами. (14)Девушки же, становясь тем же путем крестовыми сёстрами, называли себя кумами.

(15)Конечно, уходят из жизни обряды и ритуалы, а с ними как бы сдаются в языковой архив и связанные с этими обрядами и ритуалами понятия, слова, названия, и это вполне нормальный процесс. (16)Но остаются книги, картины, воспоминания, запечатлевшие всё, что тогда было, и, знакомясь с ними, мы неизбежно сталкиваемся с ушедшими из современного обихода словами, понятиями. (17)Если не знать, не понимать их, то вряд ли будут нам понятны описания или изображения прошлого. (18)Вот почему обращение к таким — в общем-то стародавним — лексическим пластам языка не только поможет нам лучше знать и понимать наше общее прошлое, но и значительно разнообразит нашу собственную речь, сделает её ярче и краше.

(Р. Назаров)

1. Определите стиль и тип речи данного текста.


2. Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ. Найдите также словосочетание с НЕПОЛНЫМ ПРИМЫКАНИЕМ.



3. Объясните написание ПРИ- в слове ВОСПРИЕМНИК (предложение 8). Почему по-другому пишется ПРЕЕМНИК ТРАДИЦИЙ?


4. Как разобрать по составу слово ПАДЧЕРИЦА (предложение 12)? Что надо учитывать при морфемном разборе этого слова?


5. Выпишите номера предложений, в которых употребляются вводные слова. Подпишите вводные слова в тексте. Чем объясняется их обилие в этом тексте?




6. Какие из средств выразительности используются в этом тексте? С какой целью? Укажите номера предложений, в которых употребляются соответствующие средства выразительности:

а) метафора ________________­____________________

б) сравнение________________­____________________

в) неполные предложения__________________________

г) устаревшие слова______________­________________

7. Какое из предложений 13-18 связано с предыдущим при помощи указательной частицы и наречия? Укажите его номер.


8. Среди предложений 2-8 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличная и определённо-личная грамматические основы. Укажите его номер, сделайте схему предложения, охарактеризуйте его.




9. Среди предложений 13-18 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Укажите его номер, составьте схему.



Найдите среди предложений 13-18 сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите его номер. Составьте схему.



10. Определите основную мысль данного текста. Согласны ли вы с мнением автора?

Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение (6-8 предложений).
















Для любых предложений по сайту: [email protected]