Зачётные работы по русскому языку 7 класс к учебнику М. Т. Баранова - 2016 год
Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Фамилия, имя_____________________
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ 1
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Он вернулся в Урусово летом 1850 года.
(2)Стояла глубокая тёплая ночь, его приезда никто не видел. (3)Лишь старая кухарка долго возилась с дверью и, открыв, ахнула от удивления: “Батюшки мои, никак Пётр Петрович!”
(4)Крепко обняв старуху, он поцеловал её в щёки и, отказавшись от ужина, прошёл в отцовский кабинет.
(5)Всё здесь знакомо ему с детских лет. (6)На письменном столе сивые налёты пыли, кожаные кресла порыжели... (7)Со стен строго смотрят портреты предков.
(8)Пётр Петрович зажёг пальмовую свечу, сел в кресло, повернул голову к книжному шкафу.
(9)Он взял томик Гёте, взвесил его на ладони, благодарно подумал: “В детстве я и немецкий выучил, чтобы в подлиннике прочитать Гёте”. (10)Погладив вытертую кожу подлокотников, поставил на место книгу, скользнул взглядом по тёмным портретам. (11)Прапрадед, прадед, дед, отец. (12)Взирая на него лакированными глазами, они словно спрашивают: “Достоин ли ты нашей фамилии? И чем ты приумножил славу бояр Семёновых?”
(13)Он гордился древностью и славой своего рода. (14)Его отдалённые предки были ближайшими сподвижниками Олега — великого князя Рязанского.
(15)3а верную службу получили Семёновы обширные угодья и вотчины, были внесены в родословные книги русского дворянства.
(По А. Алдан-Семёнову)
Задания
1. Определите стиль речи текста. ______________________
2. Из предложений 9—14 выпишите деепричастия. Разберите их по составу.
3. Из предложений 1—4 выпишите возвратное деепричастие. Проведите его морфологический разбор.
4. Среди предложений 1—12 найдите предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Подчеркните деепричастный оборот как член предложения.
5. Из предложений 13—15 выпишите все глаголы. Образуйте от глаголов возможные формы деепричастий и запишите.
Оценка ____________
Работа над ошибками
Фамилия, имя __________________________________________
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ 2
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Лучшие годы детства и отрочества Надежды Обуховой прошли в деревне Тамбовской губернии. (2)Она очень любила эти места, старинный двухэтажный дедовский дом. (3)Утопая в белой кипени вишен, дом казался сказочным дворцом. (4)Далее — неоглядные поля, степное раздолье. (5)А где-то далеко-далеко, словно на краю земли, еле слышна протяжная заунывная русская песня.
(6)Услышав впервые русскую народную песню в милом её сердцу краю, Надежда Обухова навсегда полюбила и трогательные мотивы, и русский народ, и деревенское раздолье. (7)“Я пела, наслаждаясь, с детства, с тех пор, как себя помню”, — вспоминала она.
(8)Восхищаясь талантом Надежды Андреевны Обуховой, чистым, глубоким, необычайно красивым, содержательным и проникновенным звучанием её голоса, А.Е. Громова говорила, что если бы в её [Обуховой] жизни не было деревни, то не было бы Обуховой — гениальной певицы.
(9)Дивное пение Обуховой, даря людям радость, вошло в быт и стало символом немеркнущей красоты и славы русского музыкального искусства. (10)Её песни облагораживают жизнь, заставляя чувствовать красоту даже наших страданий, чаруют слушателей поэзией бытия, пробуждая в сердцах лучшие чувства и мысли.
(По материалам энциклопедии)
Задания
1. Определите стиль речи текста. ________________________
2. Из предложений 1—7 выпишите деепричастия. Разберите их по составу.
3. Из предложений 6—8 выпишите возвратные деепричастия. Проведите морфологический разбор одного из них.
4. Среди предложений 6—8 найдите предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Подчеркните деепричастный оборот как член предложения.
5. Выпишите из предложений 9 и 10 глаголы и образуйте от них все возможные формы деепричастий.
Оценка ____________
Работа над ошибками