ГЛАГОЛ. ПРИЧАСТИЕ. ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Русский язык 7 класс - диагностические работы - 2017 год

ГЛАГОЛ. ПРИЧАСТИЕ. ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВАРИАНТ 1

1. Какие утверждения являются верными? Выпишите соответствующие цифры.

1) К постоянным морфологическим признакам глагола относятся вид, время, спряжение.

2) Глагол в неопределенной форме может быть в предложении подлежащим.

3) Причастие, подобно имени прилагательному, согласуется с существительным.

4) Деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени.


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

потер...нный

почу...в

знач...мый

намаж...шь


3. Укажите все цифры, на месте которых в словах пишется одна буква Н.

Кова(1)ые чугу(2)ые перила моста, по которому ехали всадники, казалось, были сдела(3)ы из стари(4)ых тяжелых кружев.


4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Трудная задача по математике еще (НЕ)РЕШЕНА.

2) (НЕ)НАДЕЙСЯ на везение и удачу, а готовься к экзамену.

3) Он узнал этот единственный и (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ голос.

4) Люди часто совершают поступки, (НЕ)ДУМАЯ о последствиях.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпадавший(1) обычно по ночам снежок(2) преображавший окрестностъ(3) к обеду успевал растаять(4) возвращая очертаниям деревьев и кустарников их обычный вид.


6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ошибочно? Выпишите это слово.

нАчатый

клАла

понЯвший

бАлуясь


7. Одна из выделенных форм слова образована неправильно. Выпишите это слово, исправив ошибку.

ПОЕЗЖАЙ быстрее

ЛЯЖЫЕ поудобнее

ПРОЧИТАВ книгу

СТЕЛЮЩИЙСЯ туман


8. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.

Оплатить проезд

Наполнить водой

Описать об экскурсии

Обрадоваться письму


9. Выберите правильный вариант продолжения предложения и запишите полученное предложение.

Возвращаясь домой,

пошел сильный дождь,

погода заметно улучшилась,

от сильного дождя не защитил даже плащ,

мы вымокли до нитки под сильным дождем.


10. Исправьте ошибку в предложении и перепишите его правильно.

Осажденный город врагами яростно сопротивлялся.


Прочитайте текст. Выполните задания 11—16.

(1)Между тем как мать со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. (2)Бурсаки вдруг преобразились; на них явились вместо прежних запачканных сапогов сафьяновые красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром (шнуром), к которому прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. (3)Казакин алого цвета,(1) сукна яркого,(2)как огонь,(3) опоясался узорчатым поясом,(4) чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс,(5) сабля брякала по ногам. (4)Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности. (5)Они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

(6)Бедная мать, как увидела их, и слова не могла вымолвить, и слезы остановились в глазах ее.

(По Н.В. Гоголю)

11. Замените слово УБРАНСТВА из предложения 1 синонимом. Запишите этот синоним.


12. Перечитайте предложение 4, обратите внимание на выделенные слова.

Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности.

Как называется средство выразительности, использованное автором для описании внешности сыновей Тараса Бульбы? Напишите этот термин.


13. ИЗ предложения 2 выпишите краткое страдательное причастие.


14. Среди предложений 3-5 найдите такое, которое содержит причастный оборот. Напишите номер этого предложения.


15. В выделенном предложении (3) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части сложного предложении. Выпишите соответствующие цифры.


16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.

A) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.

Б) Как вы понимаете смысл финала текста: “Бедная мать, как увидела их, и слова не могла вымолвить, и слезы остановились в глазах ее”. Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.

B) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему “Что такое материнская любовь?” Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).











ВАРИАНТ 2

1. Какие утверждения являются верными? Выпишите соответствующие цифры.

1) По временам изменяются только глаголы изъявительного наклонения.

2) Глагол в предложении не может быть подлежащим.

3) Причастие и деепричастие могут образовывать обороты — причастный и деепричастный.

4) Деепричастия изменяются по лицам и числам.


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

распил...шь

увид...вший

зала...в

высп...шься


3. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н(НН).

Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти, запыле(1)ого, в ноше(2)ом сером плаще и соломе(3)ой шляпе, с полотня(4)ым мешком за плечами.


4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Мы обсуждали еще (НЕ)ЗАВЕРШЕННУЮ работу одноклассника.

2) Меня с детства манили новые, (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ места.

3) Говорил он чистым и приятным голосом, (НЕ)ГЛЯДЯ при этом на собеседника.

4) Сочинение пока (НЕ)НАПИСАНО.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад(1) все больше редея(2) и переходя в настоящий луг(3) спускался к реке(4) поросшей зеленым камышом и ивняком.


6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ошибочно? Выпишите это слово.

облегчИть

начАвший

чЕрпая

позвОнит


7. Одна из выделенных форм слова образована неправильно. Выпишите это слово, исправив ошибку.

ПОЛОЖИТЕ на место

МАШЕТ платком

РЕШАЯ задачу

ПРОГОЛОДАВШИЙ зверь


8. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.

Предостеречь от опасности

Различать детали

Рассказать о поездке

Оплатить за проезд


9. Выберите правильный вариант продолжения и запишите полученное предложение.

Прочитав книгу,

герои надолго остаются в нашей памяти,

остаются хорошие впечатления,

мы обмениваемся впечатлениями,

она показалась очень интересной.


10. Исправьте ошибку в предложении и перепишите его правильно.

Осенний дождь наводил на грустные мысли, моросящий с утра.


Прочитайте текст. Выполните задания 11—16.

(1)Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ней, и она становилась темно-зеленою. (2)Испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. (3)По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек. (4)Вся музыка,(1) звучавшая днем,(2) утихала и сменялась другою. (5)Пестрые суслики выпалзывали из норок своих,(3) становились на задние лапки,(4) оглашая степь свистом. (6)Трещание кузнечиков становилось слышнее.

(7)Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

(8)Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел. (9)На них прямо глядели ночные звезды. (Ю)Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву...

(По Н. В. Гоголю)

11. Замените книжное слово БЛАГОВОНИЕ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.


12. Перечитайте предложение 3, обратите внимание на выделенные слова.

По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек.

Как называется средство выразительности, использованное автором для описания степи? Напишите этот термин.


13. Из предложения 3 выпишите краткое страдательное причастие.


14. Среди предложений 8-10 найдите такое, которое содержит деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения.


15. В выделенных предложениях (4, 5) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, выделяющих причастный оборот. Выпишите соответствующие цифры.


16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.

A) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.

Б) Как вы понимаете смысл предложения: “Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою”. Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.

B) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему “Что значит слышать музыку природы?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).











ВАРИАНТ 3

1. Какие утверждения являются верными? Выпишите соответствующие цифры.

1) Причастия и деепричастия изменяются по временам.

2) Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

3) Переходные глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение.

4) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

застрел...нный

леч...щий

(они) побор...тся

кле...щий


3. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н(НН).

Из стари(1)ой деревя(2)ой шкатулки вместе с письмами были извлече(3)ы несколько серебря(4)ых монет.


4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Гром гремел (НЕ)СМОЛКАЯ ни на минуту.

2) Правила должны быть (НЕ)ВЫЗУБРЕНЫ, а осознаны.

3) Васильки, ромашки, гвоздички пестрели в ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ траве.

4) (НЕ)ЗАБЫВАЕМОЕ впечатление оставила поездка на море.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ярко зеленел камыш(1) перемежаясь с белыми облаками(2) цветущего здесь повсеместно(3) дягиля(4) распространяющего вокруг неповторимый аромат.


6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ошибочно? Выпишите это слово.

двИжимый

послАла

избАлованный

пОднятый


7. Одна из выделенных форм слова образована неправильно. Выпишите это слово, исправив ошибку.

ПРОЖИВ год в деревне

НЕ ЕЗДИ быстро

ПОЯВИВШИЙСЯ шанс

ЗАЖГЕТСЯ звезда


8. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.

Предупредить об опасности

Заплатить за работу

Наполненный водой

Удовлетворен в результате

9. Выберите правильный вариант продолжения и запишите полученное предложение.

Войдя в комнату,

она показалась нам маленькой и неуютной,

хозяина там не оказалось,

мы осмотрелись в поисках хозяина,

выражение его лица изменилось.


10. Исправьте ошибку в построении предложения и перепишите его правильно.

Созданный роман молодым автором вызвал противоречивые оценки критики.


Прочитайте текст. Выполните задания 11—16.

(1)А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только черные казачьи шапки мелькали между ее колосьями. (2)Солнце выглянуло давно на расчищенном небе, и живительным, теплотворным светом своим облило степь.(3)Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

(4)Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. (5)Тогда весь юг,(1) все то пространство,(2) которое составляет нынешнюю Новороссию,(3) было зеленою,(4) девственною пустынею. (6)Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. (7)Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. (8)Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.

(По Н.В. Гоголю)

11. Замените разговорное слово НЫНЕШНЮЮ из предложения № 5 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.


12. Перечитайте предложение 1, обратите внимание на выделенные слова.

А между тем степь уже давно приняла их в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только черные казачьи шапки мелькали между ее колосьями.

Как называется средство выразительности, использованное автором для описания степи? Напишите этот термин.


13. Из предложений 1-2 выпишите деепричастие.


14. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое содержит причастный оборот. Напишите номер этого предложения.


15. В выделенном предложении (5) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих однородные члены. Выпишите соответствующие цифры.


16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.

A) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.

Б) Как вы понимаете смысл предложения: “Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы”? Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.

B) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему “Что значит чувствовать природу?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).











ВАРИАНТ 4

1. Какие утверждения являются ошибочными? Выпишите соответствующие цифры.

1) Деепричастие — неизменяемая часть речи.

2) Полное причастие в предложении всегда выступает в роли сказуемого.

3) Возвратными могут быть только переходные глаголы.

4) Деепричастный оборот в предложении бывает обстоятельством.


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

накле...шь

почу...в

заверт...шься

застел...нный


3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В окно была видна береза с отлома(1)ой нижней веткой, за домами — еще не скоше(2)ое овся(3)ое поле и ветр(4)ная мельница.


4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Мы слушали внимательно, временами (НЕ)ДОУМЕВАЯ.

2) На берегу реки у (НЕ)ПОГАСШЕГО костра сидели рыбаки.

3) Бывает, что собака (НЕ)СЛУШАЕТСЯ своего хозяина.

4) Вопрос остался (НЕ)РЕШЕННЫМ.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ветер(1) свистя и взвизгивая(2) в высоких деревьях(3) быстро разогнал тучи(4) с утра сплошь закрывавшие все небо.


6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ошибочно? Выпишите это слово.

балУясь

взятА

прибЫвший

поднЯтый


7. Одна из выделенных форм слова образована неправильно. Выпишите это слово, исправив ошибку.

ПОЛОЖИ на место

ПОСТРОЯ дом

КЛУБЯЩИЙСЯ туман

ХРАНИМЫЙ в доме


8. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.

Предупредить об опасности

Описать картину

Удостоен наградой

Дорожить здоровьем


9. Выберите правильный вариант продолжения предложения и запишите полученное предложение.

Дойдя до реки,

усталость овладела нами,

быстро было выбрано место привала,

привал был устроен прямо на берегу,

мы осмотрелись в поисках места для отдыха.


10. Исправьте ошибку в построении предложения и перепишите его правильно.

В тумане, закрывший берег и море, невозможно было заметить приближающуюся лодку.


Прочитайте текст. Выполните задания 11—16.

(1) Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся больше на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении треньканья бандуры, в виду обступившего народа...

(2) Все было чисто, вымазано цветной глиною. (3)На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (4)0кна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. (5)На полках по углам стояли кувшины,(1) бутыли и фляжки зеленого и синего стекла,(2) резные серебряные кубки,(3) позолоченные чарки всякой работы,(4) зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями,(5) что было весьма обыкновенно в те удалые времена. (6)Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в переднем углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами...

(По Н.В. Гоголю)

11. Замените разговорное слово ТРЕНЬКАНЬЕ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.


12. Перечитайте предложение 5, обратите внимание на выделенные слова.

На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, что было весьма обыкновенно в те удалые времена.

Как называется средство выразительности, использованное автором для описания светлицы? Напишите этот термин.


13. Из предложений 2-3 выпишите краткое страдательное причастие.


14. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое содержит деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения.


15. В выделенном предложении (5) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих однородные члены. Выпишите соответствующие цифры.


16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.

А) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.

Б) Как вы понимаете смысл предложения: “Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся больше на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении треньканья бандуры, в виду обступившего народа...”?

Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.

В) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему “Что жилище может рассказать о своем хозяине?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
















Для любых предложений по сайту: [email protected]